Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Сюй Вэй

СЮЙ ВЭЙ
БАМБУК

Фрагмент свитка на бумаге
XVI в. Тушь. Галерея Фрир, Вашингтон

 

Одним из самых любимых мотивов в творчестве китайского художника Сюй Вэя (1521–1593), работавшего в жанре «цветы – птицы», был бамбук. В его картинах, как и в картинах других китайских живописцев, этот широко распространенный образ всегда не просто являлся красивым растением, составляющим часть природного мира, а был символом силы человеческого духа, способного выдержать удары судьбы.

Рисуя бамбук под ветром, дождем или снегом, изображая его изящный ствол, легкие острые листья, художники разных эпох воспевали благородную сущность ученого, его высокие моральные качества. Каждый из них вносил в традиционную живопись бамбука свой стиль, свои настроения и эмоции. Так, в период Сун монохромная живопись бамбука стала привилегией художников-поэтов и художников-каллиграфов группы «вэньжэньхуа», стоявших в стороне от академической школы. Они разработали до мельчайших деталей символику и технику писания цветов и растений, куда включалось и изображение бамбука.

Сюй Вэй. Цветы и растения.
XVI в. Фрагмент свитка. Бумага, тушь.
Государственный музей искусства народов Востока, Москва

 

В период Мин (1368–1644), когда академическая придворная живопись переживала период застоя, художники «вэньжэньхуа», к которым принадлежал и Сюй Вэй, противопоставили свободу творчества консервативным тенденциям времени. Сюй Вэю удалось необыкновенно поднять престиж и эстетическую значимость жанра «цветы – птицы».

Основная идея творчества Сюй Вэя – воссоздание образа вольной природы. Его лаконичные дерзновенные картины с изображением бамбука приобрели особое философское звучание. Практически отказавшись от линий и контуров, он стал писать единым, неотрывным движением кисти, почти не останавливаясь на мелких деталях и создавая обобщенные смелые образы. Его штрихи кажутся нарочито грубыми и резкими, влажная кисть, свободно блуждающая по бумаге, создает иллюзию спутавшихся на ветру ветвей и листьев бамбука, передает их живое движение и трепет.

За кажущейся небрежностью и случайностью его живописных решений тем не менее всегда ощущается высокое мастерство и выверенное соотношение между пятнами туши и пустыми местами белого листа. Используя градацию оттенков туши, он передает и гибкость ветвей бамбука, и настроение природы в целом.

Введенные в картину каллиграфические надписи столь же смелы и органически связаны с живописным строем картины. Скорописное сочетание иероглифов и листьев бамбука составляет единое целое.

Знание символического языка китайской живописи необходимо для понимания смысла картин Сюй Вэя, стремившегося к воссозданию образа свободной природы.