Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Марк САРТАН

 

Пространство паузы

Не знаю, уважаемые читатели, доводилось ли вам обращать внимание на одну особенность развески картин в музеях современного искусства.

Придите в Третьяковку, Лувр или любой областной художественный музей, и вы увидите, как картины спокойно сосуществуют на одной стене, иногда даже лепятся друг к другу, образуя так называемую ковровую развеску. Все понятно: места мало, экспонатов много, хочется все показать зрителю, вот и приходится уплотнять их в пространстве.

А вот в музеях, где выставлены произведения ХХ века, так не получается. Посмотрите, как развешаны картины в парижском Центре Помпиду, в нью-йоркском Музее современного искусства или на любой соответствующей выставке. Огромные пространства светлых стен и на каждой — одна-две картины. Входишь в зал — видишь четыре-пять работ.

И за такой свободной развеской кроется не прихоть кураторов, а суровая необходимость. Если ренессансных художников можно выставлять неподалеку, даже встык друг с другом, то современных нельзя. Даже в самых простых, казалось бы, картинах, монохромных, нарочито небрежных, примитивных по форме, таится такая плотность образов и смыслов, что дальше уплотнять уже нельзя — взорвется... как минимум в голове у зрителя.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Butik-Vera" в Москве. Онлайн распродажи и огромные скидки на женскую одежду - блузы и топы, кардиганы, кружевные платья, костюмы, лосины, шорты и другая одежда, обувь и аксессуары, а также одежда больших размеров. Доступные цены, большой выбор, гарантия качества, услуга индивидуального пошива. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.butik-vera.ru.

Любопытно, что любой зритель чувствует оправдание этому на каком-то интуитивном уровне. Даже если экспозиция трудно читается, не до конца расшифровывается, даже если работы кажутся непонятными, их невозможно мысленно приблизить друг к другу в экспозиционном пространстве, они сопротивляются, как одноименные заряды, как одинаковые полюса магнитов. Нужно очень сильно отдалить одну картину от другой, чтобы они перестали спорить, рождать какую-то ненужную реверберацию, интерференцию, проще говоря — визуальный дребезг.

Но сказанное верно и на более высоком уровне. Картина существует в пространстве стены, стена — в зале, зал — в музее, а музей — в городе. И плотность смыслов в произведениях современного искусства заставляет не просто разносить картины в пространстве зала, но сами залы как-то заметно отделять от городской среды в пространстве музея. Например, в Третьяковке на Крымском валу, то есть в экспозиции ХХ века, вы прежде всего увидите огромные просторные холлы и свободные широкие лестницы. И только за ними, в небольших относительно залах и начинается собственно экспозиция.

Здание галереи Тейт Модерн на берегу Темзы

 

В этом смысле очень показательна лондонская Галерея Тейт Модерн, где собраны произведения ХХ века. Она с 2000 года размещается на берегу Темзы в помещении бывшей электростанции. Это здание само по себе является памятником промышленной архитектуры середины прошлого столетия. Его отличают ясный внешний вид, властная симметрия горизонтальных объемов, разделенных посередине высокой трубой строгого прямоугольного сечения. Три ряда высоченных узких окон с каждой стороны фасада ритмически организуют его, зрительно облегчая тяжесть архитектурной массы.

Конструктивно здание представляло собой просто оболочку, коробку для турбин и бойлеров. Никаких этажей, перекрытий, лестниц или внутренних стен — огромный пустой объем, разделенный на две части лишь линией колоссальных стальных колонн.

И вот эту особенность здания архитекторы сохранили в ходе перестройки его под нужды художественной галереи. Теперь посетителя встречает громада бывшего турбинного зала, а уже потом он попадает в экспозиционные помещения. То же самое и на выходе — сначала свободное от какого-либо «искусства» пространство, а уже потом можно и непосредственно в город выходить.

Турбинный зал до реконструкции

 

Отделите, скажем, картины питерского Эрмитажа от входа во дворец незаполненной пространственной паузой, и зритель будет недоумевать, отчего это его с таким трудом впускают в музей. Нет, здесь гораздо уместнее знаменитая парадная лестница, и сама по себе ценная как произведение искусства, да еще и «вводящая» зрителя в предстоящую экспозицию.

Бывший турбинный зал электростанции в галерее Тейт Модерн

 

А вот в галерее Тейт огромный интервал, который надо преодолеть, выглядит совершенно кстати — как гигантская рамка вокруг коллекции, как воздух, как передышка, необходимая, чтобы не случилось зрительного и мозгового несварения...

Вот и выходит, что это искусство требует особого с собой обращения.