Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

В логике легкого абсурда

«Границы», «Геометр», «Кошка», «Трибуна»… Сколько невероятных персонажей — слон с короной на голове, безголовые существа с открывающимися «заслонками» в их тела, фрагменты разбитых античных статуй, причудливые детали, геометрические фигуры… Удивительный рассказчик черногорский художник Войнислав Станич. Созданный им народец, веселый, с хитринкой, непредсказуемый, обитает в придуманном им мире или в провинциальном городке, прообразом которого стал его родной город Герцег-Нови на берегу моря.

Геометр. 1987

 

На выставке «Нежная логика легкого абсурда» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина демонстрируются полотна известного современного мастера, фантазера и шутника, предлагающего зрителям познакомиться с жизнью этого народца. И происходит чудо. Оторваться от его занимательных картинок, мастерски написанных, преисполненных искрометного юмора, невозможно. Они увлекают, обогащают каким-то новым опытом и чрезвычайно познавательны.

Мастерская. 1985

 

Вот самый загадочный холст «Сад» (1992). Среди лаконично решенных групп деревьев прогуливаются странные персонажи: человек с двумя головами, закутанный в плащ путник с чайником вместо головы, мужчина в шляпе, ведущий на поводке рыбу… Причем они не контактируют с друг с другом, что придает картине еще большую алогичность, странность. А под ногами у них — голова и рука от античной статуи, раковина, разные мелкие предметы. Неяркие цвета превращают происходящее в сон, мираж.

Прохожие. 1984

 

На картине «Прохожие» можно видеть на фоне гор головы двусмысленно улыбающихся «проходящих» людей. В центре — головы счастливой парочки, с помощью обрамления помещенные в «картину». Двойственность, загадочность, странные превращения реального и фантастического. Невольно возникают ассоциации с холстом выдающегося бельгийского сюрреалиста Рене Магритта «Удел человеческий» (1933). А картина Станича «Церковь», с плотными облаками, проплывающими мимо полуразрушенной церкви или даже лежащими на земле, отсылает к холсту Магритта «Воспоминания святого» (1960), в котором изображенная картина находится внутри пейзажа либо сам пейзаж превращается в картину.

Но, в сущности, совершенно не важно, из каких источников «подпитывается» Войо Станич: жанровые картины ли это малых голландцев или полотна сюрреалистов... Сразу узнаваем почерк мастера с его неподражаемым юмором, с колоритными персонажами, которые кажутся вполне реальными. И начинаешь верить в невероятные истории, которые с ними происходят.

Церковь. 2005

 

Легко и приятно погружаться в абсурдистские миры художника. Он нашел емкие и пластичные формулы для воплощения своих «реальных», подсмотренных в жизни и обогащенных его фантазией сюжетов. В его композициях быт и фантазия тесно переплетаются, и сюрреалистическая атмосфера картин придает им особый шарм. И в то же время каждая композиция отличается исключительной продуманностью, оригинальными перспективными ходами, даже стремлением к геометризации. Из картины в картину переходят разные геометрические фигуры, словно символизирующие порядок. И это сочетание абсурда и точности еще более завораживает. Почему застыли в странных позах его герои? Кто расставил их на шахматной доске и решает их судьбы?

Станич, окончивший Академию искусств в Белграде, постоянно живет в Герцег-Нови, живописном городке с богатой историей, на берегу Адриатического моря, в красивом доме — бывшем здании австро-венгерской таможни. И мастерская его на чердаке с видом на море становится для него выходом в другие миры. «Перед моим окном проносится космос», — говорит художник.

В 1958 году Станич посетил Париж и открыл для себя искусство сюрреалистов. Бывал художник и в Риме, в США, почти три года прожил в Норвегии. Но он не слишком любит путешествовать и свои изощренные сюжеты находит в окружающей жизни, подпитывая их своей фантазией, абсурдистской логикой и своим ироничным и дружелюбным взглядом на мир.

На выставке в ГМИИ им. А.С.Пушкина представлены произведения Станича из крупных музеев Сербии, Черногории и частных собраний. А знаменитый Эмир Кустурица, собравший большую коллекцию работ Станича, недавно снял о нем фильм.

Поэт. 1992

 

85-летний художник не очень менялся на протяжении своей творческой карьеры. Оптимистичный настрой прочитывается в каждой его картине-притче («Мона Лиза»). А увешанный геометрическими фигурами персонаж, изображенный на картине «Поэт» сидящим за столиком и устремившим взгляд в небо, — не является ли он обобщенным портретом идеального творца?