Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Фонтан Четырех рек

Джованни Лоренцо Бернини
ФОНТАН ЧЕТЫРЕХ РЕК
1648–1655. Площадь Навона, Рим

 

Cегодня трудно представить Рим без знаменитого фонтана Четырех рек, а ведь появился он почти случайно. В 1644 г. папа Иннокентий Х объявил конкурс на создание лучшего проекта фонтана, который должен включать в себя египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой, что символизировало бы триумф христианства над язычеством. Слава Бернини уже давно не давала покоя недоброжелателям, сумевшим настроить папу против великого скульптора, поэтому к участию в конкурсе его даже не допустили. Однако поклонников творчества Бернини было все же больше, чем недругов, и один из них, князь Людовизи (кстати, женатый на племяннице Иннокентия Х), как бы ненароком поставил макет фонтана Бернини в столовой, где папа имел обыкновение обедать. Увидев это маленькое чудо, Иннокентий был настолько поражен, что тут же отменил конкурс и приказал Бернини немедленно приниматься за возведение фонтана.

Общий вид

 

Вскоре перед глазами зрителей предстал великолепнейший памятник барочного искусства. Величественный обелиск высится посреди искусственного озерца, а вокруг располагаются аллегорические фигуры четырех крупнейших мировых рек. Дунай, воздевший руки к обелиску, символизирует Европу, величественный Ганг представляет Индию, Нил – Африку (голова его закрыта покрывалом, так как истоки его в ту пору оставались неизвестными), наконец, американская Рио-де-ла-Плата изображена в виде мавра с золотыми монетами, в ужасе отпрянувшего от колонны. Именно последний персонаж дал основание римским острякам высказать предположение, будто впечатлительного негра испугал вид церкви Санта-Аньезе-ин-Агоне, построенной Борромини – главным соперником Бернини. Действительно, взгляд речного божества устремлен прямо на фасад Санта-Аньезе, но, справедливости ради, надо отметить, что фонтан все же был возведен несколько раньше, чем собор. На самом деле мавр устрашился каменной змеи, покушающейся на его золото. Каждый символ реки сопровождается каким-либо символическим животным, а действие происходит на фоне буйной экзотической растительности.

Скульптура, олицетворяющая Нил

 

Несмотря на подчеркнутый декоративизм, фонтан Четырех рек несет в себе весьма глубокую смысловую нагрузку. Помимо прославления папы и его рода (обелиск венчается изображением голубя с оливковой ветвью – символом Панфили), мы сталкиваемся здесь с иллюстрированием серьезного богословского постулата. Согласно Книге Бытия, главная река мироздания протекала в Эдеме, растекаясь за его пределами по четырем сторонам света. Таким образом, эти реки являются единственной связью человечества с райским садом. «Здесь – центр мироздания, новый Эдем, откуда в концы вселенной течет истинное учение; здесь тот, кому поручено пасти овец Христовых на всех известных континентах, возрождая их водою и Духом».

Бернини не просто построил фонтан, не просто создал великолепную скульптуру, он фактически нарисовал картину мироздания. Это классический пример настоящего барочного произведения – яркого, пышного, слегка преувеличенно эффектного, органично совмещающего в себе религиозный символизм и яркую театральность.