Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Загадки Бэв Дулиттл

С течением времени менялись характер изобразительного искусства и функции, которые оно исполняло в жизни человека: тотемистическая, религиозная, бытовая, гражданская… Но всегда находились художники, которые предлагали зрителю не созерцательное восприятие или практическое применение произведения искусства, а игру со своими картинами. Классиками этого жанра стали Арчимбольдо, Ф.Толстой, Эшер, оставившие многочисленных подражателей.

Сейчас художников-мистификаторов становится все больше. Чтобы завлечь и удивить зрителей, они используют фотографию, компьютерную графику, граффити. Традиционной же станковой живописью занимается не так много художников, но их произведения индивидуальны и доставляют эстетическое и интеллектуальное удовольствие.

Американская художница из Калифорнии Бэв Дулиттл (Bev Doolittle, род. в 1947 г.) нашла свою тему и блестяще представила ее публике, чем создала себе имя. «Я люблю природу, – говорит она, – и стараюсь увидеть обратную сторону очевидного, создать неповторимые картины диких земель нашего Запада и его коренных жителей».

Сезон орла

 

В ее больших акварелях хаос линий и пятен при внимательном рассмотрении превращается в знакомые образы лесных существ (попробуйте отыскать их), лошадей на фоне заснеженных гор или медведя в чаще. Изображения животных, деревьев, гор, водоемов сливаются в одно целое. Иногда в центре этого органичного мира оказывается человек – индеец или ковбой – в образе путника или защитника священного круга природы. Сказочные работы, в сюжетах которых часто используются индейские предания, обладают гармоничным колоритом, созвучным краскам природы. Эти картины, похожие на книжные иллюстрации, выдерживают масштаб и могут украсить не только книгу, но и интерьер.

И у леса есть глаза

 

Творческий метод художницы заключается в использовании приема камуфляжа, или маскировки, позволяющего как бы замедлить течение времени на картине. Неторопливое разглядывание ее работ позволяет увидеть скрытое в очевидном и очевидное в скрытом, прочесть ее страстное послание о землях Дикого Запада и его коренных жителях – индейцах.

Следы на снегу

 

Бэв Дулиттл создает каждую картину много месяцев на основании натурных зарисовок, которые делает, путешествуя по стране и миру. Такой подход к творчеству сближает ее с другими американскими художниками-станковистами – Кентом, Уайетом, Хоппером (о них мы уже писали в этой рубрике). Так же, как они, художница искала свой стиль, работая графиком, иллюстратором, дизайнером рекламы, что требовало от нее блестящей техники и интересных образных решений. Но когда встал вопрос, оставаться ли жить в городе и иметь высокооплачиваемую работу или путешествоватьс мужем в доме на колесах с места на место, Дулиттл выбрала второе.

Пегие лошади (Фасоль)

 

Любителям тайн и загадок Бэв Дулиттл предоставляет широкое поле для приложения своих сил, делает зрителей соавторами своего замысла и дарит радость новых открытий.