Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Возвращение

«Меня не интересуют соотношения цветов или форм или что-то еще. Мне нравится выражать главные человеческие эмоции — трагедию, экстаз, обреченность и т.п. А тот факт, что многие люди рыдают при виде моих картин, доказывает, что я передаю эти главные человеческие эмоции», — писал выдающийся русско-американский художник Марк Ротко (1903–1970), родившийся в Двинске, в 1913 г. оказавшийся в Нью-Йорке, который стал его второй родиной. Убедиться в справедливости его слов можно на выставке «Американские художники из Российской империи» в ГТГ. Здесь есть его великолепные абстрактные холсты 1950-х гг.: «Белое и оранжевое», «Оранжевое и шоколадное». Они оказывают гипнотическое воздействие благодаря особой манере наложения красочного слоя, своей мерцающей поверхностью. Картины пронизаны внутренним сиянием.

Марк Ротко. Композиция. 1941–1942

 

Впервые на выставке представлены живописные и скульптурные работы сорока авторов, большинство из которых показываются впервые, из музеев, галерей, частных коллекций США. Порой мы даже не знаем, что многих из этих художников высоко ценят на Западе как основателей художественных течений и социальных институций, в их числе Ротко, Макс Вебер, Жюль Олицкий, Арчил Горки, Луиза Невельсон.

Самая ранняя работа на выставке — кубофутуристическая картина «Интерьер в четырех измерениях» (1913) Вебера, родившегося в Белостоке, эмигрировавшего с родителями в США в 10-летнем возрасте. Известность он получил в 1930-е годы благодаря холстам с церемониальными и талмудскими сценами (на выставке представлена его картина «Талмудисты»). Эти экспрессивные, с введением абстрактных форм полотна основаны на личных фантазиях, детских воспоминаниях.

Джон Грэхем. Без названия (Розовый акробат). 1927

 

Ярким и неординарным был путь Джона Грэхема (псевдоним Ивана Домбровского), русско-американского художника, теоретика, родившегося в Киеве. Он был знаком со многими авангардистами — Элем Лисицким, Давидом Бурлюком, Маяковским, увлекался теософией. В 1920 г. он эмигрировал в США, где поддерживал дружеские связи с Де Кунингом, Арчилом Горки. Грэхем создал свой вариант «синтетического кубизма» и оказал огромное влияние на развитие модернизма в США. Холсты «Отдыхающий солдат», «Цирковая лошадь» (1930-е) Грэхема напоминают о его военной службе в России.

Русские художники оказывались на Западе по разным причинам: учеба в Европе, бегство от еврейских погромов, голода, репрессий, гонений на евреев во время Второй мировой войны. Столько ярких и трагических судеб и разных способов заявить о себе и войти в американскую культуру!

Борис Анисфельд. Судьба. 1956

 

Вот необычный масштабный холст Давида Бурлюка «Позор всем, кроме мертвых» (1933). Острая критическая направленность картины сближает автора с американскими представителями «социального реализма».

Николай Фешин. Девушка в фиолетовом платье. 1920-е

 

Среди узнаваемых художников, прославившихся на родине, — Николай Фешин, Борис Анисфельд, Борис Григорьев. А «Портрет Нины Шик» Сергея Судейкина показан рядом с манхэттенскими пейзажами этой художницы.

На выставке выделяются произведения разных лет ни на кого не похожего загадочного Павла Челищева. Он исследовал «внутреннюю перспективу», проекцию человека вглубь себя, создавая деиндивидуализированный образ, лишенный суетного. В серии «Внутренний пейзаж» (1940-е) завораживает странная рациональность, проникнутая интуитивным озарением.

Жюль Олицкий, американский живописец и скульптор, родился в 1922 г. в Гомеле и после расстрела отца эмигрировал с матерью в США. Он представлен двумя отличными абстрактными картинами 1968 г. («Зеленое полотно», «Розовое полотно»). В них, сочетая привычную манеру с разбрызгиванием красок из пульверизатора, чтобы добиться дразнящих оптических эффектов, художник создал иллюзорное пространство посредством чистого цвета. Олицкий был первым из четырех художников, выбранных Г. Гельцалером для представления США на Венецианской биеннале 1966 года.

Александр Либерман, многоликий и неподражаемый изобретатель современного гламурного журнала, владелец издательского дома Conde Nast, скульптор и художник, родился в 1912 г. в Киеве, в 1921 г. с родителями эмигрировал на Запад, сначала в Париж, затем в США, где для его империи Conde Nast работали знаменитые мастера: Дали, Раушенберг... Он создавал гигантские скульптуры, о которых напоминает на выставке небольшой «Макет для возвышения» (1978) — сваренная и раскрашенная стальная скульптурная композиция. Большой интерес представляют его картины, хранящиеся в крупных музеях мира (Галерея Тейт, Метрополитен-музей), например холст «Маленькая тайна II» (1963).

А бывший петербуржец Илья Болотовский стал в 1936 г. одним из основателей группы «Американские абстрактные художники». Он получил известность своими строгими геометрическими абстрактными композициями — ромбы, треугольники, эллипсы. И на выставке можно увидеть подобную — «Красные, синие, белые эллипсы» (1973). Здесь же созданная под влиянием супрематизма «Первая ромбическая колонна» (1971).

Многие представленные художники были связаны друг с другом, вместе участвовали в выставках. Так, Эсфирь Слободкина, родившаяся в Челябинске в 1908 г., была знакома с Бурлюком, Горки и стала ярким представителем абстрактного экспрессионизма. Как и многие другие русские художники-эмигранты — Болотовский, Ротко, Архипенко, Олицкий, — Слободкина стала частью американской культуры.

В разделе скульптуры также представлены работы крупных мастеров: Жака Липшица, Александра Архипенко, Осипа Цадкина, Луизы Невельсон. Архипенко в скульптурах 1920-х гг. в кубистической манере стремился к крайнему упрощению формы, он — пионер возрождения полихромности в скульптуре.

Цадкин (место рождения — Смоленск, работал главным образом в Париже), в 1941 г. покинувший Францию, чтобы не попасть в концлагерь, в Нью-Йорке создал «Узника» (1943), аллегорию Франции за решеткой. Он является также создателем эмоционально-поэтических пластических образов.

Луис Лозовик. Питсбург. 1922–1923

 

А родившаяся в Киеве Невельсон в 1950-е стала лидером ассамбляжа и скульптур-энвайронментов, своей элегантностью противостоящих банальности закрытых форм. «Античная расписанная колонна» (1967) создана в период ее увлечения работой с разными материалами — алюминием, плексигласом, деревом.

Представлены на выставке и работы абсолютно неизвестных в России художников: Леона Гаспара, братьев Мозеса и Рафаэля Сойер, Луиса Лозовика, Бена Шана, Абрама Маневича. Два портрета — «Мохаммед Али» и «Джон Кеннеди» созданы Борисом Шаляпиным, сыном легендарного певца.