КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена МЕДКОВА
Как разбудить в ребенке художника:
современные технологии развития
творческих способностей на основе первообразов
искусства
Начало см. в № 18/2009
Лекция 2
От хаоса к форме,
или Образно-символический смысл
геометрических форм
Возможности формы. Точка как символ
рождения мира. В лабиринте линий. Конечная
бесконечность круга. Квадрат как земная
ойкумена. Восхождение на гору треугольника.
Практикум
Тема лекции задает как содержание, так
и методику работы. Мы вместе с нашими детьми
будем проживать ПУТЬ от ХАОСА к ФОРМЕ. В глубокой
древности человек уже проходил этот путь от
хаотических линий, подражающих грифадам
пещерного медведя и условно названных
«макаронами», к «космической» определенности
геометрических знаков: точки, линии, круга,
квадрата и треугольника, которые несли в себе
идею упорядочивания мира, идею формообразования
и структурирования вселенной; представляли
первичные формулы/символы для описания бытия в
категориях человеческого восприятия – в
категориях пространства и времени. Тот же путь,
но в свернутом виде, повторяет в своем опыте
каждый ребенок.
А. Бондаренко. Иллюстрация к книге
стихов С. Миллигана
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМЫ
Ранее мы уже говорили о настойчивых
опытах ребенка в раннем возрасте исследовать
возможности круга и линии. Далее в процессе
социализации через тексты сказок (символика
круглых атрибутов – волшебное кольцо, блюдечко с
золотым яблочком, пояс), фольклорных игр (игра в
домики, хоровод), через языковые формулы и
литературные обороты («семейный круг», «круг
друзей», «станьте, дети, станьте в круг, ты – мой
друг, и я – твой друг…») и даже через бытовой опыт
(круглая форма посуды) ребенок приобретает
знания о символике геометрических форм. Наша
задача на уроках творчества состоит в том, чтобы
активизировать пассивный, в силу своей
невостребованности в повседневности,
символический опыт детей для того, чтобы они
смогли использовать его целенаправленно, как в
своем творчестве, так и для адекватного
понимания произведений искусства в более
старшем возрасте.
Первое понятие, с которым мы
сталкиваемся при изучении геометрических
форм/символов, – это парное к форме понятие
Хаоса, образ того состояния мира, когда формы
как таковой не существовало. Согласно
определению В.Н. Топорова, «к характеристикам
хаоса, регулярно повторяющимся в самых разных
традициях, относятся связь Хаоса с водной
стихией, бесконечность во времени и
пространстве, разъятость вплоть до пустоты или,
наоборот, смешанность всех элементов,
неупорядоченность… абсолютная изъятость хаоса
из сферы предсказуемого, иначе говоря,
предельная удаленность от сферы «культурного»,
человеческого, от логоса, разума, слова и как
следствие – ужасность и мрачность. Но, возможно,
важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в
котором зарождается мир, содержание в нем некой
энергии, приводящей к порождению». Последнее
свойство хаоса можно использовать на уроках как
катализатор творческой фантазии.
Формы подхода к теме могут быть самыми
разными.
В. Пивоваров. Иллюстрация к книге В.
Незвала
«Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт»
• Можно предложить детям составить
фантастичное животное, «бяку-закаляку», «с
десятью рогами, с десятью ногами»
(принадлежность этого персонажа хаосу
несомненна в силу его хаотичной избыточности и
пугающего вида) из случайного набора заготовок,
который ребенок сам достает из волшебного мешка
(мешок как пустая емкость, так же как и кувшин,
является символом хаоса). Обязательным условием
должно быть использование всех деталей – рук,
ног, глаз, рогов, копыт, хоботов, голов и т.д.,
которые волею случая выпадут из мешка.
Творческий процесс завершается наречением
монстра подходящим необычным именем и
обоснованием этого имени. Имя должно отражать
суть порожденного существа, его назначение или
функцию – в этом состоит первый акт творения
мира в целом и отдельного творческого акта
ребенка в частности.
• Можно использовать идею чешского
писателя В. Незвала о Кляксе как начале мира из
книги «Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт»:
«Вначале было большое черное перо. И это большое
черное перо посадило большую черную кляксу. Так
возник мир!» На кляксу туши или краски можно дуть
в разные стороны или «разливать» ее, наклоняя и
встряхивая лист обеими руками. Затем в
бесформенном пятне можно поискать «родившиеся»
формы и уже по сухому дооформить образы при
помощи фломастера или маркера. Из отдельных
капелек можно сделать жителей этого мира и
придумать им историю.
• Целая тьма тем содержится в мифах о
творении мира разных народов (египетский миф о
рождении луча Атум-Ра из вод Хаоса-Нуна или птице
Гоготун, греческий миф о рождении из Хоаса Эреба
(тьмы) и Ночи, далее – Эфира и Гелиры (дня), Геи и
Урана, славянский миф об утице, которая снесла
яйцо среди вод, и др.).
Рисунки из клякс
Предлагается выполнить ряд заданий в
технике пятнографии (кляксографии) разными
способами:
• Монотипия. На половину листа в
случайном порядке наносятся пятна жидкой гуаши,
затем лист сгибается по средней линии, в
результате чего на другой половине листа
появляется симметричное изображение. Затем на
листе дети ищут те или иные образы, которые
дорабатывают до какого-то конкретного рисунка.
Пятна также можно нанести на керамическую
плитку, затем прижать ее к листу бумаги или
размазать по его поверхности.
• На лист восковыми мелками или свечой
наносятся узоры в виде лабиринта или
«марсианских каналов». Затем с помощью
ритмических потряхиваний пузырька на лист
разбрызгивается цветная тушь таким образом,
чтобы ее ручейки растекались по его поверхности
в разные стороны. Этот же эффект случайного
растекания может быть достигнут иначе, когда
клякса сажается в каком-либо месте листа, который
затем покачивается из стороны в сторону. Когда
тушь подсохнет, получившийся образ можно
доработать.
• На кляксу из черной или цветной туши
осторожно дуем в разные стороны. Затем
дорабатываем то, что получилось.
• Нитки разной длины окрашиваются
жидкой гуашью и укладываются на лист бумаги
(веером, клубком и т.п.) так, чтобы их концы
оставались вне листа. Затем нитки прижимаются
другим листом и поочередно вытягиваются. После
чего «заготовка», как и прежде, дорабатывается до
определенного образа с помощью мелких деталей.
• Делаются случайные заливки по
мокрому листу, которые после высыхания
оформляются с помощью мелков, фломастеров и пр.
При переходе к теме ФОРМЫ вы можете
выполнить несколько заданий на выявление
«памяти форм» (Э. Панофский), которая дается
ребенку в ходе ранней социализации.
Первое занятие «Круг, треугольник,
квадрат – о чем они с нами говорят и что они
могут» можно построить по типу игры угадайки. На
что похож красный круг, синий треугольник,
зеленый квадрат/прямоугольник? (Отдельно
обсуждается каждая фигура.) Что обозначают
разные комбинации этих фигур? Учитель
выкладывает на доске ряд картинок – дом с
солнцем, пейзаж с горой и солнцем, детская
площадка с грибком и мячом, конура с круглым
отверстием, фигуры мальчика, девочки, ракета, она
же рыба, птица, пушка, тачка, бокал с мороженым и
др. Дети отгадывают, а затем сами придумывают
свои варианты, а класс отгадывает. В конце урока
каждый закрепляет на бумаге серию рисунков или
свой вариант загадки.
Урок «Семейный портрет» из
геометрических фигур» можно начать игрой на
основе психогеометрического теста: из пяти фигур
(квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,
зигзаг), нарисованных на доске, ребенок должен
выбрать одну, по отношению к которой он мог бы
сказать: «Это – я!» Остальные формы
выстраиваются в порядке предпочтения. Далее
можно попросить ребенка объяснить свой выбор или
дать краткую шутливую характеристику на каждую
из выбранных фигур. Краткий пересказ рассказа Р.
Брэдбери «И все-таки он наш» о рождении в семье
ребенка в форме пирамидки и о трудном выборе его
родителей, которые ради своего ребенка перешли в
иное измерение и превратились в шар и призму,
создает необходимый мостик между абстрактными
формами и образным представлением ребенка о
человеке. Каждому ученику можно предложить
выбрать любую геометрическую фигуру, цвет и
композиционное решение для изображения
собственной семьи.
ТОЧКА КАК СИМВОЛ РОЖДЕНИЯ МИРА
В теме «ТОЧКА как символ рождения
мира» надо исходить из того, что в древности
точка символизировала Центр, Первопричину,
место, откуда все исходит и куда все
возвращается. В точке, как в зерне, заложен
принцип мироздания, она, как зерно, является
зародышем бесконечного пространства и его
структуры. Из зерна-точки все начинается, в ней же
все и кончается.
Существует ряд сказок, в которых все
начинается с точки. Из боба вырастает растение
невероятных размеров, и по нему можно добраться
до небес и добыть волшебную меленку (здесь
возможны разные композиционные решения
вьющегося ствола фасоли, которым можно заполнить
всю поверхность листа, изображая разные уровни
мира). Из точки-клубка разматывается дорога
сказки, по которой следует Иван Царевич
(горизонтальная проекция мира). В точке-яйце
скрыта смерть Кощея: здесь мы имеем обратную
картину – не развертывание мира, а, наоборот,
свертывание: сундук, утка, щука, яйцо, игла, что
может послужить темой фантастической
трансформации образов до нуля.
Процесс свертывания–развертывания
мира до и от точки прекрасно описан в сказочной
повести М. Энде Бесконечная книга. В первой части
книги страна Фантазия стремительно
сворачивается, поглощаемая пустотой Ничто (еще
один образ Хаоса) обыденного сознания, пока не
превращается в одну-единственную песчинку.
Именно эта песчинка ляжет на ладонь главного
героя и станет, по его желанию, началом нового
мира. Песчинка превратится в зерно, зерно – в
пламя-росток, росток – в растение, на котором
созреет плод и рассыплется на мириады новых
зерен:
«— Протяни руку!
Он сделал это и почувствовал, как
что-то легло на его ладонь. Это была крошечная, но
странно тяжелая крупинка. Холод исходил от нее,
на ощупь она была мертвая и жесткая.
— Что это, Луниана?
— Песчинка, — ответила она. — Это все,
что осталось от моего безграничного королевства.
Я дарю ее тебе.
— Спасибо, — сказал Бастиан, сожалея,
что крупинка была неживой. Вдруг он почувствовал
нежное шевеление у себя в руке.
— Взгляни-ка, Луниана! — прошептал он,
поднеся ладонь к лицу. — Начинает теплеть и
светиться! А вот и язычок пламени! Да это не пламя,
а росток! Луниана, да это не песчинка. Это
светящееся зернышко, и оно начинает прорастать!
От точечки на его ладони теперь
исходило едва видимое свечение, оно набирало
силу, и из бархатной темноты высветились два
детских лица, склонившиеся к ростку.
Бастиан медленно убрал руку, и
светящаяся точка осталась парить на прежнем
месте, как маленькая звезда.
Росток прямо на глазах выпустил листья
и стебель, набухли и раскрылись почки, явив
чудесные многокрасочные цветы. Вот уже появились
маленькие светящиеся плоды. Созрев, они лопнули,
как маленькие ракеты, и рассеяли вокруг, как
дождь искр, новые семена.
Из новых семян тотчас начали расти
новые растения, они имели уже другие формы, самые
разные — одни напоминали пальму, другие
папоротник, третьи кактус, хвощ или фикус. Каждое
расцвечивалось новым цветом.
Вскоре вокруг Бастиана и Лунианы, над
ними и под ними все пространство заполнилось
растущими многоцветными растениями. Сияющий шар
парил посреди Ничто, посреди Нигде, рос и
разрастался, и в самой его сердцевине сидели
Бастиан и Луниана, взявшись за руки и с
восхищением наблюдая чудесное рождение нового
мира».
Этот отрывок о начале начал страны
Фантазии создает для воображения очень богатое
семантическое поле: абстрактный геометрический
символ – точка на листе бумаги – превратится в
песчинку-зерно, пламя-росток, растение, в
плод-зерно и т.д. После прочтения и обсуждения
отрывка пусть каждый из учащихся превратится в
героя книги Бастиана и по собственному желанию
создаст из песчинки-зерна и темноты
фантастический лес. Ведущей мыслью должна быть
идея трансформации.
В ЛАБИРИНТЕ ЛИНИЙ
Символика ЛИНИИ крайне разнообразна.
Она рождается из точки и соответственно может
принимать любые значения. Каждое из значений
линии может послужить темой для рисунка.
l Простейший вариант: прямая линия –
луч солнца. Можно задействовать образность бога
солнца Аполлона с золотым луком и стрелами,
истребляющего Пифона (еще одно воплощение линии,
но уже волнисто-водной). Идея линии-стрелы
задействована в образности «Слова о полку
Игореве» – русские воины «рассыпались стрелами
по полю», «ветры, внуки Стрибога, веют с моря
стрелами», «идти дождю стрелами».
l Волнистые и ломаные линии, спирали и
волюты – древнейшие символы влажной
плодоносящей земли и воды (земной и небесной). Их
ожившими образами могут быть многочисленные
китайские драконы и в том числе Царь драконов
Лун-ван. Попеременные изгибы линий то вовне, то
внутрь по бесконечно развертывающейся и
свертывающейся спирали в Китае называются «жилы
дракона» или просто «дракон». Можно сначала
нарисовать извивающегося дракона, а затем
«спрятать» дракона внутри орнамента или
композиции. Простейшие типы меандра соотносятся
в древнегреческой традиции с водой, с руслом реки
Меандр, пересохшей при падении на землю сына бога
Гелиоса в солнечном венце (еще одна тема), а более
сложные – с лабиринтом царя Миноса, местом
обитания Минотавра, полубыка-получеловека,
требующего человеческих жертв (лабиринт как
Хаос).
l Своеобразный магический танец
бегущей воды, сплетение волн соотносится с
мифопоэтическим образом плетения, стягивания
узлов Судьбы и их развязывания (вспомните
гордиев узел и то, как решил его загадку
Александр Македонский). Отсюда возникает связь
линии и нити жизни, идеи всеобщей мировой связи
(миф об Ариадне, клубок Бабы-яги, миф о мойрах).
Судьба героя «Бесконечной книги» сливается с
жизнью сказочного приморского «Плетеного
города» Искал, который не построен, а сплетен из
самых древних волнистых линий, символизирующих
бег воды. Повторяя их плавное движение, жители
этого города двигают силой своего воображения
корабли по Туманному морю. Текст дает прекрасные
возможности образно представить себе единство
движения (тела, руки) и знака (волнистой линии), их
своеобразный магический танец. По прочтении
отрывка вполне уместна пантомима. Работу можно
исполнить, рисуя плавные параллельные линии по
горизонтали двумя руками одновременно (в каждой
руке по мелку или по карандашу разного цвета) или
несколькими карандашами, связанными в «обойму».
Красивый эффект дает смешанная техника: восковые
мелки для линий, акварель – для заполнения
промежутков.
Среди народных игр часто встречаются
игры, которые своим графическим рисунком
воспроизводят плетение как древний ритуал
установления связей: это «Золотые ворота», когда
змейка проходит между детьми, водящими хоровод,
это и «Иголка и нитка», когда цепочка из детей на
большой скорости снует между воротцами.
КОНЕЧНАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ КРУГА
Парадоксальные свойства окружности и
символика конечной бесконечности КРУГА лучше
всего усваиваются, если дать детям ощутить это
руками: подержать круглый предмет (диск, обруч) и
поводить пальцами по его кромке или поставить
перед ними задачу, которую должна была решить в
Стране чудес Алиса из сказки Л. Кэрролла: где у
круглого гриба одна сторона, а где другая? Круг
является символом единства, целостности и
законченности, бесконечности и вечности, высшего
совершенства. Он возник в эпоху палеолита и может
считаться одним из наиболее древних символов, в
самых общих чертах определяющих
пространственные ориентиры. В нем нет еще сторон
света, правого и левого направления и связанного
с ним выбора между добром и злом – «пойдешь
направо, пойдешь налево», идти следует «куда
глаза глядят» (интересная композиционная
задача).
П. Чуклев. Иллюстрация к книге «Алиса
в стране чудес»
В мифах Космос представляется в виде
шара и его предметных образов (яйцо, черепаха,
диск), а Земля покоится на существах, лежащих в
форме круга (змея, рыба и дракон, сосущие свой
хвост). Мифы могут стать щедрым источником для
образного обыгрывания символики круга как
основы мира.
Б. Кыштымов. «На чем держится Земля?»
Круг является идеальным воплощением
характерной для древности идеи бесконечно
повторяющегося временного цикла – суточного и
годового. Круг, поделенный на две части,
соединяет свет и тьму, жизнь и смерть, день и ночь,
лето и зиму, олицетворяя их бесконечную смену в
природном цикле. Графические работы на тему дня
(черным по белому в технике перьевого рисунка) и
ночи (белым по черному в технике граттажа) могут
быть включены в общую композицию китайского
символа инь/ян.
Описание сказочного талисмана Аурина
из «Бесконечной книги» М. Энде очень наглядно и
эмоционально вводит ребенка в древнюю символику
круга – круга как сокровенной сути мира, как
внешнего и внутреннего, как света и тьмы:
«Медленно мальчик снял с шеи золотую цепь с
АУРИНОМ и осторожно сложил на снег. При этом он в
последний раз поглядел на двух змей, светлую и
темную, заглатывающих друг друга с хвоста,
образуя овал. В то же мгновение АУРИН засиял с
необычайной силой, все зажмурились, будто
глядели на солнце. Когда мальчик снова открыл
глаза, он увидел, что стоит в сводчатом золотом
гроте… Тела змей поблескивали, будто были
сделаны из неведомого металла, темного, как ночь,
и светлого, как день. Но их можно было не
опасаться, потому что они держали друг друга в
плену и не могли отпустить, иначе мир бы рухнул…
Взаимно не выпуская друг друга из плена, они в то
же время сторожили Живую воду. Ибо в самой
середине окруженного ими пространства шумел
фонтан. Он лучился, и лучи его составляли
причудливые узоры. Вода разбивалась в туман, в
котором золотой свет разворачивался в радугу.
Звуки падающей воды походили на пение и смех,
ликование и зов и тысячи радостных восклицаний.
«Я вода жизни! Источник, который бьет сам из себя
и наполняется оттого, что из него пьют».
Закольцованная композиция
генетически присуща сказке, которая, по существу,
вышла из мифа. Сказка завершается там, где
начинается: герой возвращается домой, правда, в
новом качестве, «не мальчика, но мужа», совершая
извечно повторяющийся, предписанный
человечеству акт взросления. Это «путешествие
ТУДА и ОБРАТНО», как напишет Бильбо Бэггинс в
сказке Толкиена «Хоббит». Путешествие Бильбо
тоже может стать темой «кругового» рисунка.
Дополнить представление о круге можно
разговором об использовании круга в быту (кольцо,
венок, ожерелье, круг костра, очаг, каравай, кулич,
посуда), а также проигрыванием народных игр на
основе круга-хоровода (Заря-заряница, Зайка,
Каравай).
КВАДРАТ КАК ЗЕМНАЯ ОЙКУМЕНА
КВАДРАТ – это прежде всего символ
земли: от конкретного поля квадратной или
прямоугольной формы до образа мироздания с
центром, обозначенным мировым древом. В модели
мира, очерченного в виде квадрата, уже есть более
детализированные ориентиры: верх и низ – в
вертикальной проекции, правый и левый, стороны
света – в горизонтальной. В силу некоторых
особенностей самой геометрической формы квадрат
ассоциировался с понятиями равенства, простоты,
единообразия, порядка, то есть с идеальной,
устойчивой, статической структурой. Квадрат
является основанием многих сакральных
сооружений – храма, пирамиды, пагоды и
собственно жилого дома. Любая постройка своим
фундаментом упирается в землю, она как бы часть
земли и соответственно в квадратном или
прямоугольном плане это символически
закрепляется. Алтари земли всегда имели
квадратную форму, в отличие от алтарей неба,
которые были круглыми.
«Изукрашен ковер златом-серебром,
вышито на нем все царство с городами и деревнями,
с горами и лесами, с реками и озерами» – этот
образ чудесного ковра-вселенной из сказки о
Царевне-лягушке легко введет детей в суть
символики квадрата. Ковер, изображающий всю Русь,
может быть составлен из «земель» всех детей
класса.
В мифах племен майя и ацтеков мир
представляется в виде квадрата, в центре
которого растет центральное мировое древо, а по
углам – малые мировые деревья, на которых сидят
четыре бога ветра, четыре бога дождя, боги сторон
мира и боги четырех времен года (А.Н. Куликов).
На примере этого сюжета можно добиться понимания
четкой структуры и ее внутренней красоты. Если
при этом использовать образцы искусства майя и
ацтеков, которые отличаются некоторой
кубичностью фигур, то заиграет своеобразие
эстетики квадратной формы.
В орнаменте квадрат, прямоугольники,
ромбы простые и с точкой/зерном посередине,
разделенные на четыре части, по-разному
окрашенные, устойчиво обозначают землю, поле и их
плодоносящую силу. На основе накопленных знаний
о символике геометрических фигур можно
предложить детям составить «говорящий» о мире
орнамент. Свою версию можно сопроводить
рассказом или сказочным текстом.
Ритуалы, посвященные земному
плодородию у американских индейцев,
регулировались по схеме квадрата, а позднее
стали основой так называемых «квадратных»
танцев. Попробовать так нетрадиционно
станцевать можно, но лучше использовать
собственные народные игры, которые своим
графическим рисунком воспроизводят древние
ритуалы и их символический смысл. Например, игра
в уголки воспроизводит древнюю схему мироздания
– квадрат, в центре которого стоит водящий, а по
углам – «мышки». В ходе игры, когда «мышки»
меняются норками, а водящий стремится завладеть
их местом, воспроизводится процесс
перманентного разрушения / восстановления
структуры космоса, его изменчивой неподвижности.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ГОРУ ТРЕУГОЛЬНИКА
Роль ТРЕУГОЛЬНИКА в виде
геометрического символа тесно связана с
мифологическими представлениями об
оппозиционности мира и с механизмами их снятия и
преодоления. Треугольник состоит из горизонтали
основания, противоположной ему вершины и
соединяющих их сторон. Если вертикаль высоты
обозначает творческое начало, силу и энергию,
жизнь, торжество духовного начала, вертикально
стоящего человека, то горизонталь олицетворяет
пассивность и косность материи. Стороны
треугольника соединяют горизонталь основания с
высотой и тем самым как бы снимают их
противоположность, жизненная сила и энергия
преодолевают пассивность, творческое начало
вздымает, взламывает косность, дух соединяется с
материей, земля с небом. Конкретным воплощением
этого символа является образ мировой горы и
пирамиды – своеобразных лестниц в небо, наиболее
абстрактным – фронтон греческого храма, в
котором противостояние переведено на язык
математической абстракции — борьбы
тектонических сил.
В. Васнецов. Три царевны подземного
царства
И. Билибин. Змей Горыныч
Из всех символических значений,
связанных с треугольником, детям ближе всего
символ мировой горы. Лики именно этого образа
знакомы им с раннего детства из сказок:
взобравшись на гору, можно попасть в гости к
Кощею Бессмертному, который держит в плену
прекрасную девицу или похищенную мать. На крутых
горах стоят медное, серебряное и золотое царства
(«Три царства»). Горы растут из щетки, которая
символизирует корни гор («Ведьма и Солнцева
сестра»), в горах живут Змеи Горынычи (обратите
внимание на общий корень «гор» в имени змея и
горы), драконы, гномы, тролли. По горам ходит и в
гору обращается великий русский богатырь
Святогор. «Из печальной тьмы горы» королевич
Елисей выносит свою суженую. Как гора посреди
моря, высится волшебный остров Буян.
А. Кошкин. Аладдин и волшебная лампа
Обо всем этом дети могут рассказать
сами, а затем нарисовать сводный мир горы, где на
вершине, среди облаков, будет шуметь густой
непроходимый лес, а в корнях горы, в глубоких
пещерах будут трудиться гномы, спать огнедышащие
драконы, покоиться сокровища, мечи-кладенцы,
лампы Аладдина и т.п. Работа может быть
индивидуальной или коллективной. Рисование
может при этом сопровождаться сочинением сказки.
Сказку можно сочинить и на основе нескольких
рисунков.
Т. Юфа. Ведьма
ПРАКТИКУМ
1. Найдите пластическое решение
символики сакральной точки в стихотворении
«Рождественская звезда» И. Бродского:
В холодную пору, в местности, привычной
скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к
горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь
матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие
облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
2. Подберите самостоятельно сказки или
произведения детской литературы, в которых
использованы геометрические символы.
3. Дополните список фольклорных игр,
построенных на геометрической символике.
4. Сочините символический орнамент из
геометрических фигур в круге и полосе,
повествующий о придуманном вами мире.
ЛИТЕРАТУРА
Куликов А.Н. Америка: Боги и Герои.
– Тверь, 1995.
Незвал В. Анечка-Невеличка и
Соломенный Губерт. – М.: Детская литература, 1980.
Топоров В.Н. Хаос // Мифы народов
мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 2. – М., 1982.
Энде М. Бесконечная книга:
Сказочная повесть. – СПб.: Амфора, 2002.