|
|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория Хан-Магомедова
Похвала орнаменту
Так сложилось, что именно в украинском искусстве орнаментально- декоративное начало проявилось с потрясающей силой. Орнамент использовали всюду: в предметах быта, деталях одежды и интерьера, поражающих свободой обращения с цветом и формой. Колоссальное влияние украинский орнамент оказал на украинских авангардистов, черпавших вдохновение в традициях украинского народного искусства и наивной западноукраинской иконописи на стекле и смело перерабатывавших их. В иконах их привлекал глубокий символический смысл, сочетание католической образности и специфического «народного» восприятия, динамика фигур и свобода в трактовке пространства. Мария Примаченко. Красные маки. 1992
Выставка «Похвала плахте» из частных украинских и московских собраний в галерее «Проун» ярко и убедительно прослеживает силу орнаментального начала в украинской художественной традиции: западно-украинские иконы на стекле, изразцы, ковры, вышивки и произведения авангардистов — Василия Ермилова, Марии Синяковой, Бориса Косарева, Георгия Нарбута… Выставка-исследование строится вокруг традиционного народного архаического украинского орнамента из геометризованных элементов — плахты. Плахтой также называют старинную женскую украинскую одежду, состоящую из двух узких и длинных кусков шерстяной ткани, которую надевали поверх более длинной рубахи. Неизвестный художник. Икона на стекле. Западная Украина. Конец ХIХ века
Ермилов был непревзойденным мастером оформления Киева и агитпоездов к первомайским праздникам, создал пять тысяч плакатов. Блистательный дизайнер, он очень оригинально оформлял интерьеры общественных зданий, используя сочетания геометрических элементов, присущих плахте, — «Красная Украина» (1920), «План» (1936). Василий Ермилов. План. 1936
Особое звучание обретают народные украинские мотивы в акварелях М. Синяковой 1914–1920-х гг., «краснополянского» периода. Она органично вошла в крестьянскую эстетику, так как выросла в крестьянской среде. На даче сестер Синяковых в Красной Поляне, живописном месте под Харьковом, бывали В. Маяковский, братья Бурлюк, В. Хлебников, Б. Пастернак, Н. Асеев. Здесь обсуждались дерзновенные идеи и новые пути в искусстве и поэзии, здесь, по словам Лили Брик, «родился футуризм». В тематике, образности, стилистике акварелей Синяковой прослеживается связь с мотивами, элементами народного крестьянского искусства — вышивками, предметами одежды, расписными сундуками, изразцами. Она хорошо усвоила и чутко применяла приемы письма, цветовые сочетания, переплетение орнаментальных форм. Художница органично соотносила в своих работах чистые цвета, пятна красного, синего, зеленого («Декоративный мотив»). Она смело препарировала элементы народного примитива, сочетая их с новаторскими тенденциями кубофутуризма («Карнавал», «Кормление козы»). Семейные сцены, материнство, отдых, труд — излюбленные темы ее «краснополянского» периода («Древо жизни»). Георгий Нарбут. Обложка книги «Игрушки. Книжка вторая». 1911
Оказавшийся в Киеве Г. Нарбут в 1910–1920-е гг. создал «украинский стиль» в графике. Захваченный национальным украинским возрождением, он сотворил нечто феерическое, с налетом театральности, на основе переосмысления, трансформации старинной украинской гравюры и орнамента, наивного искусства. В его работах есть ирония, насмешка и дерзкое заполнение поверхности листа на основе барочных принципов (титульные листы, обложка книги «Игрушки»). Василий Ермилов. Макет второй книги стихов Екатерины Неймаер. 1920
Примером блистательного конструктивистского дизайна является макет «Второй книги стихов Екатерины Неймаер» Ермилова. А в строгих цветочных орнаментах в книге «Ладомир» Хлебникова художник выразил особый ритм стихов поэта. «Ладомир» была редкой рукописной книгой с новаторскими шрифтовыми рисунками. Выставка «Похвала плахте» наглядно показывает, как архаичная народная украинская культура обогатила украинский и русский авангард. |