Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Портрет Вари Адоратской

Портрет Вари Адоратской» — самая известная картина Николая Ивановича Фeшина (1881–1955), о котором сам Репин в 1926  г. сказал: «Фешин среди современных живописцев самый крупный». Своим творчеством, особенно портретами, он, можно сказать, подвел итоги развития русской станковой живописи второй половины XIX века. Искусствоведы напишут об этом явлении так: «Ученик Репина Фешин смог смешать в своей манере академизм рисунка и передвижнические сюжеты, импрессионистский мазок и экспрессионистский взгляд на мир».

Н. Фешин. Портрет Вари Адоратской. 1914

 

Портрет Вари Адоратской продолжает трогательную по восприятию цепочку детских образов вслед за Алисой Л.Кэрролла (1865) и Верой Мамонтовой («Девочка с персиками» В. Серова, 1887), пронизанных ощущением счастливой беззаботности детства, растворенной в рассеянном свете дня.

На картине Фешина изображена десятилетняя девочка, сидящая на столе среди разбросанных в живописном беспорядке игрушек и сладостей. Она сама смотрелась бы как ожившая игрушка, если бы не серьезный взгляд взрослеющего в недетском мире подростка. Это ей, Варваре Владимировне Адоратской, вскоре придется пережить арест и ссылку с отцом — большевиком, германский плен в Первую мировую войну. Семья Адоратских вернется в Россию, после того как советское правительство обменяет их на немецкую семью. До своей смерти в 1963 г. Адоратская работала переводчицей с нескольких европейских языков в Институте марксизма-ленинизма.

Н. Фешин. Автопортрет. 1920

 

А вот автор портрета, академик жи-вописи, член Товарищества передвижных выставок, ведущий мастер казанской художественной школы, вернуться в Россию из Америки, куда он уехал в 1923 г., не смог.

Если сюжет портрета Вари Адоратской (и других портретов Фешина) традиционный, в русле реалистической живописи передвижников, то формообразующие живописные компоненты картины, такие как смещенный влево центр композиции и особенно натюрморт на первом плане, — новаторские. О натюрморте — разговор особый.

В натюрморте всегда отражается отношение человека к окружающему миру и свойственное каждому времени понимание прекрасного. Раньше в станковом натюрморте натуралистическое сходство с предметом, красивая композиция давали зрителю радость узнавания знакомого предмета. Часто натюрморты представляли нагромождение богатых вещей. Со второй половины XIX в. многие художники расширяют границы этого жанра, связывают натюрморт с окружающей средой — выносят на пленэр, живописно и сюжетно соединяют с интерьером комнаты.

Анализируя возможности жанра, художники пытаются увидеть отражение характера человека, уклад жизни и даже настроение. Классический образец такого «нового» натюрморта на картине В.Серова «Девочка с персиками». «Персики, столь внимательно рассмотренные художником, служат как бы ключом ко всему колористическому построению картины… именно рассеянный дневной свет летнего дня, «формирующий» персики, является определяющим для всего эмоционального и живописного строя картины, подчеркивая детскую свежесть модели» (М. Ракова).

З. Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

 

Жизнерадостность, изящество и молодость подчеркивает пестрая россыпь предметов на столике перед причесывающейся девушкой (З. Серебрякова. «За туалетом». 1909), отзываясь формой и цветом на изображение героини. Натюрморт играет активную роль в создании настроения картины. Он помогает почувствовать незамутненный условностями мир детства в фешинском портрете Вари Адоратской и образ купеческого раздолья в кустодиевской «Купчихе за чаем» (1918).

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

 

А вот натюрморт, изображающий компактную группу предметов на столе, на картине В. Поленова «Больная» (1886) сам по себе так красноречив и драматичен, что может раскрыть сущность происходящего. Оплавившийся, сдвинутый набок зеленый абажур, стакан с водой, графин, коробочки и пузырьки с лекарствами, рецепты, домашний лечебник с закладками, книги — самое необходимое для больной, изображенной на картине в полумраке.

В. Поленов. Больная. Фрагмент. 1886

 

К началу XX в. художники реалистического направления, экспериментируя с жанрами, создавали изысканные, тонкие по технике интеллектуальные картины, среди которых портрет Вари Адоратской. В результате осмысления портрета кисти Н. Фешина перед взором зрителя возникает караван историй: истории семьи, истории страны, истории искусства. Каждый из множества портретов художника отличается индивидуальной манерой исполнения и остротой характеристик.