Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

«Новый Иерусалим» в Москве

Cложной и трагичной была судьба музея «Новый Иерусалим», которому в 2010 году исполнится девяносто лет. Он был основан на месте закрытого после революции монастыря. Его коллекции формировались в результате национализации усадебных и частных собраний, в них живопись, скульптура, предметы мебели, фарфор. В 1937 г. в музей поступили ценные произведения живописи, усадебной мебели, фарфора из шестнадцати бывших имений. Но, к сожалению, от довоенного периода до нас дошла лишь незначительная часть коллекции. Война причинила страшный ущерб архитектурному ансамблю и фондам музея. После длительных восстановительных работ музей начал заниматься активным собирательством лишь в 1970–1980-е годы. В настоящее время в собрании музея 177 тысяч единиц хранения.

И не случайно выставка в Государственной Третьяковской галерее «Русское искусство XVIII–XX веков из собрания Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (в рамках проекта «Золотая карта России», программы «Музеи Подмосковья») погружает в мир старинной усадьбы. Доминирующий жанр на выставке — портрет в разных видах, предметы чайно-кофейного сервиза, фарфоровые вазы в стиле ампир.

И. Никитин. Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир. 1710–1720-е

 

Один из самых обаятельных образов — «Портрет княжны Марии Кантемир». Красивая, умная, она блистала при дворе, была последней любовью Петра I. Парсунность, плоскостность письма экстравагантно сочетаются с элементами барочного парадного портрета. Портрет приписывается лучшему художнику петровской эпохи Ивану Никитину.

А автором «Портрета молодого человека в зеленом кафтане» (1760-е), очень высокого уровня исполнения, считается Ф. Рокотов. И выполнен портрет в характерной для мастера зеленовато-оливковой гамме.

Р. Лефевр. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой. 1817

 

Центральное место на выставке занимает большой «Портрет княгини М.Ф.Барятинской с дочерью Ольгой» (1817). Портрет был написан в Париже знаменитым придворным французским художником Робером Лефевром и предназначен для усадьбы Марьино. Княгиня изображена в роскошном русском сарафане с золотым позументом и кокошнике, унизанном жемчугом, на фоне величественной колонны с драпировкой.

И. Локтев. Портрет художника Ивана Фирсова. 1760–1762

 

Портреты на выставке напоминают о существовании усадебных портретных галерей — Петровское (Голицыных), Никольское (Гагариных), Ярополец (Гончаровых и Чернышевых). Представлены Ф.Крюгер и Г.Гольпейн — известные в николаевскую эпоху мастера портрета, авторы холодных, идеализированных, академических салонных портретов.

Н. Аргунов. Портрет неизвестной.  1810-е

 

Зато свежестью и непосредственностью притягивает пастельный «Портрет А.Б.Озеровой» (1810-е) немца К.Барду. Показано несколько работ блистательного мастера акварельного портрета П.Ф.Соколова (1830-е). Несомненной жемчужиной выставки является миниатюрный портрет Е.Б.Грановской (1841) работы К.А.Горбунова, необычайно утонченный, выполненный в сдержанной цветовой гамме.

Атмосферу усадебной и провинциальной жизни воссоздают и пейзажи, такие как «Тула. Кремль» (1850-е) неизвестного художника: наивный, с погрешностями в исполнении, но полный неизъяснимого очарования. Прекрасная и вечная итальянская природа, отлично приспособленная для обитания человека, возникает на картинах М.Н.Воробьева («Итальянский пейзаж», 1847), а на двух больших вазах Императорского фарфорового завода изображены величественные пейзажи с видами гор, рек, стаффажными фигурками.

А. Рябушкин. Портрет И.Ф. Тюменева с женой. 1890-е

 

Не менее любопытен на выставке раздел рубежа XIX–XX вв., с качественными и сильными вещами.

Вот обаятельный двойной «портрет И.Ф.Тюменева с женой» (1890-е) кисти А.П.Рябушкина. Мастер исторического жанра изобразил Тюменевых в саду их имения. Литератор, художник, музыкант, Тюменев построил для Рябушкина дом-мастерскую. Это незаконченный, но очень выразительный портрет.

Л. Пастернак. Портрет А.Б. Высоцкой-Готц. 1911

 

Сразу приковывает внимание великолепный пастельный «Портрет А.Б.Высоцкой-Готц» (1911) в стилистике модерна. Дочери Высоцкой-Готц Борис Пастернак посвятил стихотворение «Марбург».

К. Горбатов. Венеция. 1931

 

Хорошо представлено в музее творчество «певца русской старины» К.И.Горбатова, автора отличных пейзажей с видами старинных городов. В 1922 г. он эмигрировал, и на родине о нем забыли. Произведения художника пользовались успехом в Италии, Германии, где он жил и умер в 1945 году. Но он всегда считал себя русским художником и в завещании просил отправить его картины в ленинградскую Академию художеств. Однако по воле случая более ста его живописных и графических работ и архив оказались в музее «Новый Иерусалим».

«Зимний пейзаж с церковью» (1923) Горбатова полон воспоминаний о русской провинции. Здесь тонко передан поэтический настрой и специфическая атмосфера зимнего солнечного дня. В картинах «Капри», «Венеция» художнику удалось передать гармоничное сосуществование человека с природой, архитектуры с природой.

Р. Фальк. Портрет девочки в красном. Молдавия. 1952

 

Удачно вписываются в выставку несколько холстов художников авангарда: Р.Р.Фалька, А.В.Шевченко, А.Н.Волкова, А.Ф.Софроновой...

А. Софронова. Портрет девушки в лиловом. 1928

 

А. Шевченко. Натюрморт с бидоном. 1929

 

А Москва на картинах ученика А.Родченко Н.А.Лакова обретает страшноватый образ города-убийцы, в котором люди не могут обрести покоя. Это город с конструктивистскими постройками, лаконичными и прямыми формами домов, с пылающими окнами в ночи, причудливыми силуэтами людей, колючей проволокой и забором («Вечерняя улица. Трамвай», 1928). Художник очень своеобразно отразил трагизм своего времени.

Н. Лаков. Вечерняя улица. Трамвай. 1928

 

Д. Гуревич. Зимой. Автопортрет в спортивном костюме. 1930-е

 

Н. Лаков. Портрет мужчины в шляпе. 1926

 

Л. Соловьев. В Петровском парке. 1935

 

Хорошо подобранная компактная выставка (70 экспонатов) с красивым дизайном, умным сопоставлением работ дает убедительное представление о своеобразии коллекции музея и отлично вписывается в проект «Золотая карта России».