Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Зимы и вёсны
Горюшкина-­Сорокопудова

Художник Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873–1954) в 1910-е гг. писал замечательные картины на темы русской старины. Кто-то посчитал, что такая тема — уход от действительности (художник активно участвовал в первой русской революции). Сейчас все это уже не так важно, важно другое: произведения Горюшкина-Сорокопудова, отличающиеся своеобразным художественным языком, имеют право на достойное место среди исторических полотен именитых Сурикова, Репина, Рябушкина.

Автопортрет. 1930-е

 

Горюшкин-Сорокопудов в течение пятидесяти лет преподавал в Пензенском художественном училище, провинциальный статус и активная педагогическая деятельность мастера не дали ему возможности приобрести столичную популярность как живописцу.

Историко-бытовые работы Горюшкина-Сорокопудова создают ощущение, словно бы сценки, запечатленные на них, разыгрываются здесь и сейчас. Несмотря на декоративность цвета, свойственную живописи начала XX в., эти картины кажутся написанными с натуры. Художник много времени уделял натурным зарисовкам и изучению предметов древнерусского быта. В зрелищности, декоративности, нарядности мастер видел проявление народного вкуса, народной эстетики. Умение передать пространственную и световоздушную среду, связать изображенное в единое целое и композиционно, и цветом — все это показывает уровень его профессионального мастерства.

Базарный день в старом городе. 1910-е

 

Глядя на исторические картины Горюшкина-Сорокопудова, вспоминаешь стихи Есенина или романс А.Варламова «Вдоль по улице метелица метет». Камерность присуща многим картинам художника в этом жанре.

Старая Русь. 1910

 

Пейзаж у Горюшкина-Сорокопудова под стать бытовой составляющей картин — он передает состояние природы: заиндевелое мартовское утро, яркий весенний день, морозные сумерки. Художник не стремится создать пейзаж-настроение, чтобы передать движения души (как это делали Левитан, Саврасов и другие), его не интересует историческая или психологическая подоплека изображаемого. Художник подчеркивает эстетическую составляющую образа русской природы и древнерусской культуры. В этом он близок художникам «Мира искусства».

Солнце на лето, зима на мороз. 1910-е

 

Многофигурная бытовая сцена на картине «Начало весны в старом городе» вносит в произведение колорит старого быта. Что это? Пейзаж? Бытовой жанр? Нет, это типичный образец взаимопроникновения жанров, свойственного искусству начала XX века и просто хорошая работа, которую хочется разглядывать, получая от этого удовольствие.

Творчество Ивана Горюшкина-Сорокопудова заслуживает отдельного интересного разговора.

Начало весны в старом городе. 1910-е