|
ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ
Марк САРТАН
Осторожно музей
Александр Виноградов и Владимир Дубоссарский представили свой авторский проект в рамках параллельной программы биеннале, то есть не в основной экспозиции, а в специально снятом по такому случаю палаццо Боллани. В нескольких комнатах были вывешены огромные полотна, юмористически обыгрывающие знакомые живописные сюжеты и знакомых персонажей. Так, например, в образе Наполеона на перевале (Жак Луи Давид) выступал Барак Обама со своим знаменитым «Yes, we can». Но просто скрестить императора и президента художникам показалось недостаточно. Они придали всаднику смутное сходство с Джорджем (то есть Георгием) Бушем и тут же подмешали классический сюжет с Георгием Победоносцем: из нижнего угла картины выползает недобитый дракон. Слава титанам Возрождения
Рассматривать многочисленные холсты было любопытно, хоть идея и вовсе не нова. Постмодернистской игрой с цитатами сегодня никого не удивишь, но, будучи сдобренной изрядной порцией юмора, она по-прежнему остается привлекательной. Впрочем, «фишка» не в этом. Самое интересное зритель обнаруживал, когда заканчивал осмотр и спускался вниз. Здесь ему предлагали пройти в отдельную комнату, где — о ужас! — на нескольких мониторах он обнаруживал видеозапись своего путешествия по залам. Тут выяснялось, что камеры незаметно вмонтированы в сами картины, и каждое движение зрителя фиксировалось всевидящим оком. С днем рожденья, минхер Рембрандт!
Получалось, что произведения не только рассматривались, но и сами рассматривали зрителя. И каждый мог воочию убедиться, как он выглядит с их стороны. Вот уж воистину «Осторожно, музей!». Привыкли, понимаешь, за спиной художника позволять себе что угодно, а теперь — нет, шалишь! Большой брат не дремлет. Любопытно, что запись демонстрировалась с задержкой ровно в пять минут. Именно столько организаторы экспозиции отвели среднестатистическому посетителю на осмотр экспозиции. Да, мы можем Подбитый Бейс Веселый Роджер Любовь Лера-Венера Рыцарь печального образа |