Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ

 

Марк САРТАН

 

Главные награды

США

Золотого льва Венецианской биеннале за лучший национальный павильон получила экспозиция Соединенных Штатов Америки. Здесь была представлена ретроспектива давно ставшего классиком Брюса Наумана «Топологические сады». Жюри отметило, что работы мастера имеют широкий диапазон смыслов: от воплощения нашей боли и уязвимости до чувствительных тычков в наши слабости и пороки.

Как обычно, кураторы и критики нагородили кучу слов вокруг довольно лаконичных работ Наумана. Например, официальный пресс-релиз утверждает, что язык и концептуально-интеллектуальное мышление художника играют значительную роль в создании художественных форм, которые структурируются точным использованием различных средств и дисциплин. Естественно, он озабочен взаимопроникновением пространств и растворением границ, а потому устроил в Венеции еще две площадки, «топологически» связав их с основным павильоном. Ну и так далее.

Если же словесную шелуху отбросить, то останутся собственно экспонаты: отчаянно жестикулирующие пары рук, ссорящиеся неоновые человечки, сменяющие друг друга пороки и добродетели в виде рекламных вывесок, демонстративно уткнувшиеся в угол манекенные головы, поставленные друг на друга. «Блаженство — спать, не ведать злобы дня, не ведать свары вашей и постыдства...»

Разобщенность, распад, подмена смыслов — основные мотивы Наумана. Незамысловато, конечно, да еще по-американски как-то демонстративно незамысловато. Ну так не всем же в тонкостях копаться...

ТО, ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ, ДОВОДИТ ТЕБЯ И ДО СЛЕЗ

«Золотого льва» в номинации «Лучший художник» завоевал Тобиас Ребергер из Германии за выход из того ограниченного пространства, где ранее изобретались способы экспозиционной подачи, и превращение произведения искусства в кафетерий. Этот «сдвиг», по мнению жюри, делает социальную коммуникацию эстетической практикой.

На взгляд зрителя, художник, наоборот, превратил кафетерий в произведение искусства. Его раскраска не подчеркивала естественную организацию пространства, а как будто спорила с ним, маскируя границы стен, пола и потолка и визуально запутывая посетителя.

Нельзя сказать, что на зрителей работа победителя произвела уж очень большое впечатление. Но навязчивое желание разрушать границы и выходить за пределы, которым искусство параноидально одержимо вот уже добрую сотню лет, для жюри оказалось важнее.

ЭКСПЕРИМЕНТ

«Серебряного льва», присуждаемого лучшему молодому художнику, получила Натали Дюрберг, родом из Швеции, но работающая сейчас в Берлине. Она засадила большую темную комнату огромными пластиковыми цветами какого-то загадочно-хищного вида. Жирная плоть их лепестков и листьев была местами тронута тлением. В этом саду стояли три монитора, на которых крутились «пластилиновые» мультфильмы. Их теперь принято именовать модным словом «видеоарт», но от этого они не перестают быть знакомой с детства анимацией.

Всё вместе рождало у зрителя ощущение, будто он реально находится в мире какой-то мрачной сказки, где вот-вот произойдет что-то зловещее. Жюри по достоинству оценило эту работу, синтезирующую различные художественные средства ради достижения эмоционального эффекта.