|
НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория Хан-Магомедова
Прекрасная утопияИстория Петра Ивановича Субботина-ПермякаВыставка «Кудымкар — локомотив будущего» в галерее «Проун» в рамках параллельной программы Третьей Московской биеннале, организованная Коми-Пермяцким краеведческим музеем им. П.И. Субботина-Пермяка, — не просто открытие еще одного неизвестного художника. Это дань памяти страстному просветителю, педагогу, одержимому стремлением приобщать к искусству своих земляков. Он обучал их творческому труду, мечтая о том, чтобы жизнь стала счастливой и радостной, и верил, что с помощью искусства можно изменить мир. Но жизнь и судьба Субботина-Пермяка (1888–1923), представителя малой народности коми, оказалась невероятно трудной и драматичной. Трагическая участь постигла и его наследие. Вид выставки «Кудымкар – локомотив будущего» в Пермской государственной художественной галерее. 17 мая – 26 июня 2009 г.
Историю жизни и деяний этой неординарной личности куратор выставки Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков рассказывают на примере его произведений и делают акцент на жизни Субботина, привлекая его тексты, дневники, внедряя их на выставку в виде лозунгов. Органичным дополнением становятся и произведения учеников, соратников героя выставки. Л. Тишков сделал альбом, в оригинальной форме выстраивая в рисунках и текстах воображаемую биографию Субботина с придуманными, но возможными событиями его жизни. Л. Тишков. Портрет П.И.
Субботина-Пермяка.
Художник родился в 1888 г. в Кудымкаре, глухом пустынном месте, с населением в ту пору полторы тысячи человек, получил художественное образование в Москве, где испытал на себе сильное влияние авангарда. В 1917 г. он вернулся в Кудымкар, где стал претворять в жизнь лозунг «Искусство должно принадлежать народу». «Теперь важно, что только этот путь — работать в искусстве для народа — будет самым надежным для меня и для любого художника», — писал Субботин. И всю свою короткую тяжелую жизнь (умер он в 35 лет от туберкулеза) он посвятил приобщению к культуре и обучению искусству всех желающих. Л. Тишков. «Сегодня что?».
Поражает огромный размах его деятельности. В августе 1919 г. Субботин организовал Пермские художественные мастерские, стал руководителем и организатором таких мастерских в Кумдуре и Кудымкаре, заведовал секцией искусства в Чубане, вел работу по организации детских художественных студий. Он не только агитировал учеников из сел поступать в его мастерские, но и вместе с женой Е.И. Субботиной-Пермяк собирал народное искусство чуди — набойные доски, ткани-набойки, деревянные старинные предметы быта — и затем передал их в открывшийся в 1921 г. Этнографический музей. По его инициативе в Кудымкаре открылся театр. П. Субботин-Пермяк. Рабочий (Сила). 1921.
После смерти Субботина из-за непонимания его искусства даже членами его семьи судьба живописного наследия художника сложилась трагически: многие картины погибли или оказались в очень плохом состоянии. Лишь в 1970 г. началась их реставрация. П.И. Субботин-Пермяк Композиция. 1921.
Просветительская одержимость и аскетическая самоотверженность, присущие Субботину и его ученикам, по-своему прослеживаются в рисованной книжке-биографии Тишкова, веселой, остроумной, ироничной, с удачными вкраплениями текстов. На одном рисунке — Субботин-Пермяк и его ученик Леша Тотьмянин, глухонемой от рождения, везут краски, карандаши и бумагу для детской студии из Кудымкара в Куву. «Я собираюсь работать, писать и так много мыслей у меня, но нет времени!» — писал Пермяк, словно предчувствуя свой ранний уход. П. Субботин-Пермяк. Ню. 1921.
Особенность выставки в том, что на ней показано, как тесно переплелись жизнь, творчество Субботина и его учеников, соратников. Выделяются утонченные, кубистические картины художника. Один из его холстов «Рабочий (Сила)» (1921) сопоставляется на выставке с найденным Субботиным в разрушенной церкви деревянным архангелом Михаилом (XVIII в.), хранящимся в Пермском музее. Возможно, таким образом кураторы хотели подчеркнуть светлое начало, действенный творческий импульс, который посылал мастер. Лучшим учеником Субботина был Л.И. Тараканов, в 14 лет начавший посещать его художественные мастерские (пример приобщения к искусству человека из народа). И в Москве во ВХУТЕИНе он оказался благодаря поддержке учителя. Но творческая карьера Тараканова не сложилась. Как, впрочем, и у других учеников и последователей Субботина. А судьба некоторых и вовсе оказалась трагической: сделавший успешную карьеру Тотьмянин в 1937 г. был расстрелян. П. Субботин-Пермяк. Эскизы праздничного оформления Москвы к первой годовщине создания Красной армии. 1919. Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка
В.И. Цельмер, один из самых талантливых выпускников Пермских художественных мастерских, в одной из композиций запечатлел смерть учителя. Среди многочисленных произведений Цельмера выделяются чудные кубофутуристические карандашные миниатюры 1920-х гг. Ценность выставки в попытке показать, насколько действенной была модель приобщения к искусству простых людей. Художник, мечтавший превратить Кудымкар в Дом нового искусства, все же сумел на десять лет изменить мир в пермском крае, приобщить к культуре простых людей. Но прекрасная утопия столкнулась с сопротивлением системы. |