|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Валерий ТУРЧИНРомантический пейзажВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
Небрежными, свободно набросанными мазками художник изображает горные массивы, по склонам которых мчится кавалькада всадников. Не только всадники пребывают в движении, энергия которого усилена композиционно тем, что они спускаются по диагонали вниз. Весь ландшафт словно находится в некоем движении. Кажется, что земля вибрирует, теряя четкие контуры. Это ощущение как раз и создается за счет уверенной работы свободной кистью, когда нет определенных контуров. Такое отсутствие линейности особо ощутимо, так как передан горный мотив, где все должно – в реальности – иметь твердые очертания. Солнце превращено в какое-то красное пятно, и оно, кажется, также не стоит на месте. Мир меняется на глазах зрителя, грядут великие катастрофы, и всадники несут весть, что вскоре произойдут еще большие трансформации. Пейзаж с зеленым домом. Мурнау. Эскиз.
1908.
Кандинский любил подниматься в горы (в Мурнау, где он жил, начинались отроги Альп). Ему нравилась “абстрактная” гармония вздымающихся скал. Со времен романтизма, да и раньше, горы представлялись символом всего возвышенного. И такое понимание художнику было близко. Нередко он фотографировал понравившиеся ему виды, и порой некоторые мотивы, запечатленные камерой, ложились в основу его живописных интерпретаций. Эскиз обложки альманаха “Синий всадник”. 1911. Центр Жоржа Помпиду, Париж
Примечательно, что этот пейзаж назван “романтическим”. Кандинский ощущал себя последним романтиком в искусстве, и поэтому наследие начала XIX века становилось близким. Романтизм казался ему пламенем в глыбе льда (по его же словам). И слово “романтический” встречалось в лексике художника неоднократно. Тот экспрессионизм, который развивался в Германии в ХХ столетии, в поисках экзальтированных чувств опирался на романтические традиции. Ими же дорожил, как мы понимаем, и Кандинский. Мурнау. Пейзаж с церковью I. 1910. Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен
Вклад Кандинского и его группы в немецкий экспрессионизм был важен. Эти мастера хотели при помощи ярких красок и ломаных линий не только добиться выражения обостренных до предела чувств, но и пробиться к духовным откровениям, словно ниспосланным свыше. Этим определялся их стиль и их ощущение природы, полное приподнятой эмоциональности. |