Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Валерий ТУРЧИН

 

Москва I

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ
МОСКВА I
1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Эта небольшая по размеру картина полна глубокой символики. Мастер оставил ее себе, почему она и не была отмечена в собственноручном списке произведений. Исполненная в 1916 году, картина “Москва I”, как будем ее называть и мы, так как авторского названия у нас не имеется, а возможно, его не существовало, создана в период духовного перелома. Позади остались годы, проведенные в Германии, поездка в Швецию, где он в последний раз свиделся с Габриэле Мюнтер. Он живет в центре Москвы, и из башенки, в которой он работает, виден Кремль.

Он стремился понять духовное сердце России, о которой взволнованно писал в своей книге “Ступени. Текст художника” (ее русский вариант под этим названием появился в 1918 г.). Он считал, что в этом городе “пришел его час”. Тема Москвы появляется в его живописи с 1910 г., а за “Москвой I” последует и “Москва II”, более абстрактная по своим формам. Здесь же художник показывает не Красную площадь, как предполагали отдельные исследователи, а обобщающий образ древней столицы с ее церквями.

Москва. 1915. Частное собрание

 

По всей видимости, здесь представлен миг обновления, и вверху по углам картины показаны некоторые сгустки энергии, испускающие магические лучи. Реальность преображается. Сами собой раскрываются захоронения, черные птицы взмывают в воздух. В центре композиции видна пара, которая вступает в некое оранжевое облако. Она, несомненно, переходит в иное пространство, в иные миры.

Привлекает внимание аббревиатура, состоящая из двух букв “АН”, сливающихся в некий знак. Можно предположить, что это инициалы его будущей жены Нины Андриевской (но они в действительности познакомятся чуть позже). Если же предположить, что буквы — это сокращение немецкой записи “Heilige Anna” (то есть “Святая Анна”), то тогда картина посвящена первой жене художника Анне. Художник, разведясь с ней, никогда не порывал отношений, перешедших в дружеские, и они вновь свиделись в Москве. На какое-то время для него Анна стала символом Москвы.

Москва. Зубовская площадь. Ок. 1916. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Само же поклонение женщине проходит через все творчество Кандинского, и многих из них он называл “святыми”, веря в их высокое предназначение. Так что картина — икона любви, пусть и прошедшей. Именно эти двое, художник и Анна, находящиеся в центре картины, переходят в иной, высший мир.

В то же время, когда создавалась картина, художник вновь обращается к реалистическим пейзажам. Он как бы начинает все сначала, восходя от реальности к абстракции. В последующие годы он будет занят именно разработкой языка абстрактных форм, впрочем, уже лишенных скрытой символики. В этом новом художественном языке будут усиливаться четкие геометрические начала.