Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Фарфоровые истории

"Крестьянин, везущий тачку”, “Конный дозор, или Разведчики”, “Волейболистка”, “Экспедиция Папанина”, “Сталин и Мао” — все эти сюжеты искусно воспроизведены в фарфоре. На выставке “Ода к радости” в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина демонстрируются изделия русского и советского фарфора из собрания Фонда русского искусства Юрия Трайсмана.

Конный дозор, или Разведчики.
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Модель Н. Данько. 1937

 

Волейболистка, или Девушка с мячом.
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Модель Н. Данько. 1938

 

Экспедиция Папанина.
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова по модели Н. Данько. 1938

Специфическая особенность выставки — акцентирование социального аспекта в представленных экспонатах. Любопытно прослеживать, как в фарфоре воплощаются реальные события истории страны, как в облике фарфоровой куклы обнаруживают себя разные эпохи русской истории, с их художественными и эмоциональными пристрастиями. Причем фарфор — императорский материал, взывающий к праздничности, — с наибольшей силой воплощал и идеи величия, являя могущественный образ Страны Советов: героев труда, науки, знаменитых артистов, прославленных спорстменов. На выставке открываешь выразительность, звучность, оптимистический настрой в предметах фарфора, разнобразие тем, жизнеутверждающих мифов, созданных временем.

Сталин и Мао. Композиция в честь визита Мао Цзэдуна в Москву в декабре 1949 г.
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Модель Г. Шкловского. 1951

 

Выставка состоит из шести разделов: “Фарфор и революция”, “Страна Советов”, “Советская культура”, “Счастье”, “Народ и власть”, “До и после”.

Демонстрация фарфора советской эпохи позволяет затронуть важные темы отношения к прошлому. Вот бюст Берии, ваза “40 лет Красной армии” (по картине М.Б. Грекова), “Сталин и Мао”, композиция в честь визита Мао в Москву, ваза с портретом С.М. Кирова. Подобная тематика обусловлена интересом коллекционера к социально-политической истории страны. Но никаких грустных, а тем более трагических сюжетов нет, здесь доминирует праздничный, радостный настрой.

Речь, или Работница, говорящая речь.
Государственный фарфоровый завод. Модель Н. Данько. 1923

 

Знаменитая ленинградская художница по фарфору Н.Я.Данько, автор более трехсот произведений мелкой пластики, сумела воссоздать в фарфоре народные типы русской жизни. Новые образы, новое содержание она соединяла с прочными национальными традициями. “Работница, говорящая речь”, “Партизан в походе”, “Волейболистка”… Как мастерски переданы ею характерные жесты, движения, разворот фигуры в пространстве, как умеет она подбирать говорящие аксессуары! В ее фарфоровых фигурках и в произведениях других мастеров агитфарфора прослеживаются не только новые темы, но и новаторские художественные решения (“Буржуазка-торговка”, 1918, по модели А.Я. Брускетти-Митрохиной).

Буржуазка-торговка, или На рынке.
Государственный фарфоровый завод. Модель А. Брускетти-Митрохиной. 1918

 

В разделе “Советская культура” оживают в фарфоре любимые актеры советской эпохи, литературные герои (“Василий Тёркин”, 1948, “Собакевич”, 1953).

В советский период традиционные для фарфоровой куклы жанровые структуры подвергаются смысловой модификации. Для фарфоровой пластики характерно повторение в разные эпохи наиболее органичных для материала, испытанных тем и сюжетов. Например, костюмированные изображения представителей разных народов, выразительные простонародные типы, бытовые персонажи, театральные и жанровые мизансцены, такие как веселая сценка “Крестьянка с ребенком ведет пьяного мужа” (Завод Гарднера, 1870–1890-е).

Сидящий молодой солдат (Василий Теркин).
Дулевский фарфоровый завод. Модель А. Сотникова. 1948

 

В советский период тема “Народы России” стала одной из популярных в русском фарфоре. На Ленинградском и Дулевском фарфоровых заводах отливалась серия женских фигур, олицетворявших советские республики, которые хорошо представлены в собрании Трайсмана (“Украинка”, “Таджичка”). Серия воплощала образ “самой жизнерадостной, самой бодрой страны в мире”.

Хирургия (По рассказу А.П. Чехова).
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова. Модель Б. Воробьева. 1960

 

Из кабака. Крестьянка с ребенком ведет пьяного мужа.
Завод Гарднера. 1870–1890-е

 

Интересно, почему официоз получил такое распространение в фарфоровой пластике?

Весьма любопытны предметы из серии “Под солнцем Сталинской Конституции” — чернильница из настольного прибора, “Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана” работы Данько. Не менее впечатляет раздел “Фарфор и власть”, где представлены отличные подарочные вещи, тарелки с портретом С.М. Кирова, монументальная композиция, посвященная 70-летию Сталина. А в разделе “До и после” достойно завершают выставку ироничные абсурдистские фигурки из серии “Всюду жизнь” Гриши Брускина.

Чернильница из настольного прибора “Обсуждение Сталинской Конституции
в колхозе Узбекистана”.
Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова.
Модель Н. Данько. 1936

 

Тарелка с портретом С.М. Кирова. Дмитровский фарфоровый завод. 1935

 

Г. Брускин. Фигуры из серии “Всюду жизнь”. Кузнецовский фарфор. 1999

 

Фарфоровые предметы эстетизируют повседневность, они декоративные, удобные, утилитарные, часто дорогие и редкие. Неудивительно, что их так берегли и потому они хорошо сохранились. Достоинство выставки — демонстрация нового социального пласта советского фарфора, отличающегося высокими художественными достоинствами, на которые музеи в свое время не обратили внимания. Здесь затрагиваются и важные, болезненные проблемы отношения к прошлому, воплощения социальных и политических сюжетов в декоративно-прикладном искусстве, использования фарфора как инструмента пропаганды.

Цель собирательства Трайсмана — создать музей русского искусства.