Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Николай БАРАБАНОВ,
окружной методический центр
Центрального окружного управления образования, Москва

 

Закат жизни

Премьера “Каприччио” состоялась в Мюнхенской опере 26 октября 1942 г. – последняя опера Штрауса впервые прозвучала в дни Сталинградской битвы. Летом 1944 г. в Германии отметили восьмидесятилетие композитора – настолько, насколько это было возможно в условиях надвигавшейся военной катастрофы. Тогда же под управлением Штрауса Венский филармонический оркестр записал большинство его симфонических произведений, но почти все магнитофонные пленки в следующем году погибли. Надвигавшийся разгром Германии старый композитор воспринимал прежде всего как уничтожение немецкой культуры – об этом говорят его письма тех месяцев.

“Ее (музыки) дух пленён, ее лучший цветок – немецкая опера – навсегда надломлен, ее очаги по большей части превратились в щебень и пепел... В бедном Мюнхене разбомблен дом, в котором я родился, и по соседству замечательная церковь Св. Михаила. Одним словом, жизнь кончена, и мне остается только покорно ожидать того дня, когда мой покойный однофамилец призовет меня к себе в свое заоблачное царство вальсов”.

Это написано осенью 1944 года. В феврале–марте 1945-го были уничтожены оперные театры Берлина, Вены, Дрездена, где проходили премьеры многих штраусовских опер: “Я в отчаянном настроении! Разрушен дом Гёте – эта величайшая святыня мира! Мой прекрасный Дрезден, Веймар, Мюнхен – все пошло прахом!”

О том, что принес человечеству германский фашизм, в том числе в плане уничтожения мировых культурных ценностей, Штраус, по-видимому, отчета себе не отдавал...

После войны композитор прожил еще четыре года. Он успел увидеть самое начало послевоенного восстановления Германии, но не дожил месяц до возникновения ГДР – до разделения его родины на два противостоящих друг другу государства. Осенью 1947 г. Штраус даже совершил четырехнедельную гастрольную поездку в Англию, где дирижировал своими сочинениями. Но когда на одной из пресс-конференций молоденькая журналистка неосторожно спросила его о планах на будущее, Штраус ответил: “Разумеется, умереть”.

Рихард Штраус умер в возрасте восьмидесяти пяти лет 8 сентября 1949 года в своем доме в Гармише под Мюнхеном. Спустя три дня, согласно его воле, тело было предано огню. В последний путь композитора провожали тысячи жителей его родного города. Перед кремацией, также согласно его воле, был исполнен любимый им терцет из “Кавалера роз”.

За год до своего ухода Штраус написал последний шедевр – полные глубокой печали и одновременно светлой веры в будущее четыре песни для голоса с оркестром. Три – на тексты немецкого поэта и прозаика конца XIX – первой половины XX века Германа Гессе: полная света и радости “Весна”, умиротворенная “Перед сном” и пейзажная “Сентябрь”, рисующая цветение сада и увядание природы. Завершает цикл песня “На вечерней заре” на стихи немецкого поэта первой половины XIX в. Йозефа Эйхендорфа, которая кончается словами: “О, как мы устали от странствий. – Может быть, это смерть?” – при этом в оркестре, в партии валторны, звучит главная тема симфонической поэмы “Смерть и просветление”.

Но вот что характерно: “Эта песня звучит не в печальных шубертовских тонах: после заключительного вопроса – самого трудного вопроса человеческого бытия – Штраус снова вводит светлый, имеющий программное значение мотив жаворонка. Как серебристое сияние из долины смерти, звенит до самого конца нежная, восторженная трель флейт пикколо, с которой обе птицы поднимаются ввысь и исчезают в дымке вечернего неба” (Э.Краузе).

Так великий композитор простился с миром. А за несколько лет до этого в одном из писем 1945 г. Штраус подвел итог своей долгой творческой жизни. Итог, полный спокойного достоинства и надежды на благодарную память потомков: “Я отлично знаю, что мои симфонии не идут ни в какое сравнение с гениальными творениями Бетховена. Я также точно осознаю расстояние (в величии замысла, мелодическом разнообразии и культурной мудрости), которое отделяет мои оперы от бессмертных творений Вагнера... Тем не менее я претендую на почетное место в конце радуги”.

ЛИТЕРАТУРА

Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. – Л.: Советский композитор, 1989.

Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. – М.: Музыка, 1973.

Краузе Э. Рихард Штраус. Образ и творчество. – М.: Музгиз, 1961.

Малер Г. Письма. 1875–1911 / Под ред. И.А. Барсовой. – СПб.: Изд-во им. И.И. Новикова, 2006.

Марек Дж. Рихард Штраус. Последний романтик. – М.: Центрполиграф, 2002.

Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. – М.: Классика-XXI, 2000.

Прокофьев С.С. Дневник. 1907–1933. – SPRKFV, 2002.

Ярустовский Б.М. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. – М.: Музыка, 1971.