Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

 

Легендарный Ладо Гудиашвили

Рука Ладо Гудиашвили
изобразила на стене
людей, которые грешили,
а не витали в вышине, —

написал Евгений Евтушенко о знаменитых фресках Гудиашвили в церкви Кашуэти, созданных в 1946 г. и поражающих буйством красок. Богоматерь с младенцем в розово-голубых тонах похожа на грузинскую крестьянку, дородную и красивую.

Весна (Зеленая женщина). 1920

 

На многих своих полотнах художник живописал историю Грузии: величественную царицу Тамар на троне, беседующих в Цинандальском саду Нину Чавчавадзе и Грибоедова. Гудиашвили — автор галереи портретов грузинских писателей: многоликий сумрачный Руставели, суровый Шавтели. Хороши его картины с изображением кутежей кинто, тбилисской богемы. Уроженец старого Тифлиса, он отлично знал их быт.

Курильщики. 1921

 

На выставке в Третьяковской галерее “Ладо Гудиашвили. Парижские годы” представлено шестьдесят рисунков и живописных работ мастера парижского периода, лучшего, по мнению экспертов, в его творчестве, из собрания ГТГ и коллекции Иветты и Тамаза Манашеровых.

Голова воина. 1924

Голова воина. 1924

В 1910–1920-е годы в интернациональной литературной и художественной среде Тифлиса сформировалась уникальная артистическая общность, стимулировавшая поиск созвучного эпохе метода. Этот своеобразный накал, переплетение романтизма и повседневности, вдохновлял Гудиашвили, который входил в круг футуристов, увлекался искусством Пиросмани, в 1928 г. написал его портрет.

Две белые лани. 1917

 

Вот причудливый рисунок “Две белые лани”. Здесь всё как-то странно взаимодействует: белые лани, полуобнаженная женщина, прикрывшая платком лицо, округлые горы.

В 1920 г. Гудиашвили оказался в Париже и быстро стал завсегдатаем “Улья” и “Ротонды” — парижских кафе, где собирались художники, писатели, поэты. “В памяти моей отчетливо запечатлелись те постоянные места, которые занимали Модильяни, Леже, Дерен, Фужита, Пикассо”. Молодой грузин перезнакомился со всеми знаменитостями в мире искусства, в том числе с Модильяни, и нарисовал портрет итальянца: с полуприкрытыми глазами, подпирающего щеку рукой, на рисунке едва обозначены очертания бутылки и стакана.

Юноша с пятнистой ланью. 1924

 

Он с удовольствием зарисовывает все, что видит в Париже: на выставке представлена роскошная ню на рекламе фотоателье. “Графика — это, в сущности, моя вторая страсть”, — говорил художник. И выставка в этом убеждает.

В полотнах Ладо Гудиашвили сочетаются элементы символизма и кубофутуризма. Он тонко использует все экспрессивные возможности линии. Доминирующие тона — черный, зеленый, розовый. Самая эффектная, чувственная и красочная работа парижского периода — “Кутеж под деревом” с женской фигурой в центре, с использованием синих, зеленых, голубых, желтых, черных тонов.

Кутёж под деревом. (Кутёж с женщиной) 1923

 

Поначалу в Париже молодому художнику пришлось нелегко, но вскоре его работы стали вызывать интерес у публики и критики. Четыре его холста были выставлены в 1920 г. в Гран Пале и проданы любителям живописи. Это был невероятный успех для иностранца: картину “Идиллия” удалось продать за три тысячи франков. Успех на Осеннем салоне сделал Гудиашвили очень известным. К нему в мастерскую наведался известный испанский художник Игнасио Суолага, который тоже купил несколько картин.

Крупные французские искусствоведы М. Рейналь и А. Сальмон с симпатией отнеслись к ранним работам Гудиашвили, в парижских газетах печатались благожелательные отзывы о живописи грузинского художника. Критиков особенно восхищало его мастерство владения черными и зелеными тонами. Его полотна называли невероятными, трагическими, отчаянными.

Гудиашвили вдохновлялся грузинскими фресками, которые переосмысливал и перерабатывал, персидскими и грузинскими миниатюрами. На его рисунках возникают грузинские девы с миндалевидными глазами и томными жестами, изогнувшиеся обнаженные женские фигуры переплетаются, словно арабески на персидских миниатюрах.

Гудиашвили называют “художником ар деко”, усматривая в его искусстве влияние Эрте, Жоржа Барбье. Есть в его искусстве нечто и от Судейкина, и от Кеса ван Донгена. Можно даже уловить отсылки к творчеству Якулова, стилю ар нуво, Бёрдсли. Легкая меланхолия придает своеобразие его персонажам.

В 1925 г. Гудиашвили возвращается в Тифлис. Пиком его творчества считают картину “В волнах Цхенис” (1926). Здесь найдена очень выразительная форма, пластический язык для изображения чувственной женской фигуры в бурлящих волнах в окружении красных коней.