Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Вера СОБКО

 

Искусство при свете совести

Под таким названием в государственном выставочном зале “Творчество” были представлены картины Савелия Яковлевича Мительмана и состоялась презентация альбома, посвященного художнику. Исполнилось пять лет с тех пор, как художник ушел из жизни, и всю сложную и кропотливую работу по изданию альбома и организации выставки проделала его друг Татьяна Гавриловна Суденко. Название выставки, взятое из статьи Марины Цветаевой, как нельзя более точно отражает смысл и направленность творчества художника. Это действительно выстраданное и совестливое искусство художника-патриота, болевшего за свою страну и за судьбы живущих в ней людей.

Вся жизнь Савелия Мительмана была подчинена творчеству. Его становление как художника пришлось на годы, когда разительное несоответствие между тем, что декларировалось, и тем, что происходило в действительности, заставляло “не быть солидарным” – как выразил это ощущение И.Бродский. Страстный правдоискатель, бескомпромиссный и смелый человек, художник принадлежал к поколению детей, переживших Великую Отечественную войну, поэтому все, что происходило с отечеством, глубоко волновало его до конца жизни.

Гласность. 1989

 

Савелий Мительман – пример человека, который создал себя сам, без какой-либо помощи со стороны. Как принято сейчас говорить – self-made man. Представленные на выставке картины показывают, насколько богато и разнообразно творческое наследие художника. У него не было недостатка в идеях, в темах будущих произведений. Думающий, прекрасно образованный, знающий литературу, философию и историю, он чутко реагировал на все, что происходит в стране. Мительман – одна из ярких фигур художественного андеграунда. В 1974 г. он был участником “бульдозерной выставки”, выставки в парке Измайлово, в 1975 г. показывал свои работы на ВДНХ в павильонах “Пчеловодство” и “Дом культуры”, а также на многих популярных в те годы квартирных выставках. И когда на Малой Грузинской появился зал Горкома художников-графиков, он стал постоянным участником экспозиций.

Рождественский полет. 1979

 

В начале 1970-х Савелий Мительман написал Манифест нонконформизма, где, в частности, говорилось: “Нонконформизм, развивающий традиции постмодернизма, повсеместно рождается в недрах той системы, которая взяла на себя обязанность поддерживать и опекать искусство, находящееся у нее на содержании. Нонконформизм – это неприятие и неподчинение господствующей идеологии, это нежелание находиться на службе у кого бы то ни было”.

Пастырь. 1971

 

В 1971 г. художник написал полотно “Пастырь”, в котором без труда можно узнать “кремлевского горца”. Затем появилась картина “Урок истории”, которая сейчас находится в музее-заповеднике г. Александрова. В ней проводится параллель между правлением Ивана Грозного и Сталина. Чтобы в те годы писать такие картины, требовалась невероятная смелость. Мительман так объясняет свою приверженность теме сталинщины: “Говорят, что каждый художник в своем творчестве возвращается в детство. Мое детство совпало с последними годами жизни Сталина, оттого у меня столько изображений этого худшего из тиранов, сковавшего страну-победительницу паутиной страха. Я хорошо помню атмосферу тех лет. Стареющий диктатор хотел показать миру, что он еще может. И все, кто тогда жил, так или иначе вышли из его каменной шинели. Некоторые до сих пор еще тоскуют”. Таким тоскующим, бесчувственным упрямцам адресована картина Мительмана “Никогда не поверю”, написанная в 1989 году.

Савелий Мительман – один из немногих художников, зафиксировавших в живописи хронику постперестроечных событий, “хронику перемен”. Одно из его программных полотен именно так и называется. Уже по названиям работ можно понять, что волновало художника: “Гласность”, “Метафизика террора”, “Рэкет”, “Харизматический лидер”, “Сон нувориша”, “Одичание”, “Золотой телец”, “Катастройка” и др. С большим сожалением художник вынужден признать, что не все перемены во благо.

Абсурдность существования, каким бы политическим строем ни навязывалась, вызывает протест у любого здравомыслящего человека. В картине “Клио – муза истории”, которая всегда находит отклик у публики, показана безрассудность истории, по прихоти сбрасывающей в небытие людей, целые поколения и даже народы. Наполненный символами, метафоричный и образный язык художника обращен прежде всего к думающему зрителю. Такой подход вообще характерен для постмодернизма, апеллирующего в значительной степени к вербальному восприятию. Экспрессивная композиция, энергичный мазок, едва заметная деформация предметов создают напряженное поле и усиливают эмоциональное воздействие картин.

Социальная и политическая тематика не исчерпывают диапазона творчества Савелия Мительмана. У него немало работ, пронизанных мягкой лирикой, созерцанием и теплой грустью. Большой цикл работ создан во время путешествия по Италии и Испании. Это пейзажи, жанровые сцены, исторические реминисценции. Они также отмечены неординарностью восприятия художника. Испания в сознании современного живописца ассоциируется с фигурой Сальватора Дали. Мительман так описывал свои впечатления: “Много путешествуя по Каталонии, я обнаружил, как мне кажется, истоки пластического сюрреализма Дали: они не в муляжных нагромождениях его театра-музея в Фигейросе, а в фантастическом каталонском ландшафте, увиденном мной с борта низко летящего самолета. Для Дали это была в буквальном смысле родная почва, преображенная им в еще более фантастические композиции”.

Развоплощение поэта. 1998

 

Венеция, этот красивейший город, для Савелия Мительмана связана прежде всего с Иосифом Бродским. Ему он посвящает две работы: “Памяти поэта” и “Развоплощение поэта”. Итало-испанский цикл написан яркими красками, обилие солнца существенно высветлило палитру художника, тематика картин гораздо более оптимистична, как того и требуют праздник жизни и отдых.

Памяти поэта. 1997

 

Искусство Савелия Мительмана уже при его жизни обрело приверженцев и почитателей. Начиная с первого персонального показа работ в 1985 г. он провел более двадцати персональных выставок, участвовал в международных салонах в Москве и Барселоне, на аукционах в Гданьске, Лондоне и Нью-Йорке. Работы художника находятся в галереях и частных собраниях 30 стран мира. Пять его картин висят в музее Современной истории России на Тверской улице в Москве. Несколько работ художника хранятся во Всемирном фонде милосердия, а также в коллекции южнокорейской принцессы. Но наиболее значимо наследие Савелия Мительмана для российского зрителя. Это видно по многочисленным книгам отзывов, где его благодарят за правду, за то, что он открывает глаза на нашу историю и помогает понять современность. И за то, что его искусство пробуждает совесть и нравственность.