|
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Дом повешенного в ОвереПоль Сезанн
В 1882 г. Сезанн по приглашению Камиля Писсарро отправился в Понтуаз поработать на пленэре. Не кто иной, как Писсарро, распознал в младшем товарище уникальный талант и попытался помочь ему найти свой индивидуальный стиль. “Писарро был для меня словно отец… словно добрый Бог”, — говорил впоследствии Сезанн о своем друге и наставнике. Именно благодаря его влиянию Сезанн отказался от псевдоромантического стиля, преобладавшего в его работах на раннем этапе творчества, и начал гораздо больше внимания уделять пейзажу. Кроме того, Писсарро заставил Сезанна “очистить” палитру от коричневых и землистых оттенков. Все больше времени проводил художник на природе, овладевая новой техникой. В результате его мазок стал мельче, палитра высветлилась, больше внимания начал он уделять пространственному построению своих картин… Однако же “настоящим импрессионистом” Сезанн так и не стал. “Дом повешенного” традиционно считается первым полотном, отразившим как импрессионистические тенденции (преимущественно в цветовом решении), так и совершенно новые черты, которым еще только предстояло получить развитие в более поздних работах художника. Уже в самом выбранном мотиве чувствуется влияние Писсарро — холм, закрывающий обзор, да и сам дом вполне могли бы появиться в каком-то из его пейзажей. Однако есть существенное различие между двумя художниками. Если пейзажи Писсарро наполнены человеческим теплом и уютом, пусть даже люди и не появляются “в кадре”, то Сезанн всегда остается наедине с природой. Присутствие человека не ощущается ни в этом, ни в последующих сезанновских пейзажах. Поль Сезанн (в центре) с Камилем Писсарро (справа) в районе Овера. 1874
Картина написана на белом негрунтованном холсте, и красочный слой, накладываемый на него, кажется прозрачным и светоносным. Здесь совсем нет черного цвета, зато прекрасно передан солнечный свет — в светлых тонах земли и голубого неба. Особенно важно отметить, что именно сейчас Сезанн стал использовать свет и цвет для моделирования всевозможных форм (будь то деревья, дома, горы или другие элементы композиции). Правда, новое умение давалось непросто. Известно, что Сезанн довольно долго работал над “Домом повешенного”, беспрестанно переписывая его, — именно поэтому фактура картины отличается большой плотностью и пастозностью. Сам художник понимал это, признаваясь в письме к Морису Дени: “Я не могу выразить то, что я хочу, одним спонтанным касанием кисти, поэтому вынужден накладывать все больше и больше краски”. Интересно наблюдать, как Сезанн строит композицию: будто бы стягивая изображение к центру, деформируя предметы, используя одновременно прямую и обратную перспективу. С первого взгляда все кажется ясным и понятным, но стоит только приглядеться, чтобы увидеть, насколько обманчиво это впечатление. В действительности практически невозможно понять, как расположены части картины относительно друг друга — стоят ли два дома рядом? На каком расстоянии от них растут деревья? Куда ведет тропа? Пространственные зоны наплывают друг на друга, сливаются, запутывают зрителя, создавая в то же время абсолютно четкое представление об изображенном месте. На протяжении всей жизни Сезанн неоднократно выставлял “Дом повешенного”. Видимо, вечно недовольный собой художник на сей раз все же остался удовлетворенным результатами своей работы… |