Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2010

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

ТЕТ–А–ТЕТ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Король Карл VII

Французский живописец Жан Фуке считался в свое время (в начале XV века) едва ли не первым художником Северной Европы, которого даже именовали “частью персонифицированной Франции”, но в последующие века он был незаслуженно забыт.

Сведений о жизни Фуке сохранилось до обидного мало. Точно известно, что родился он в Туре, возможно, был незаконным сыном священника, а азы художественного образования получил в Париже у мастера Бедфорда, занимаясь в основном иллюстрированием рукописей. Мы знаем также, что в середине 1440-х гг. он совершил путешествие в Италию, по некоторым сведениям, в качестве официального представителя французского короля при папской курии. Сохранились отзывы современников о портрете папы Евгения VII, написанном в ходе этой поездки, превозносящие его создателя и утверждающие, что “папа изображен как живой”. С тех пор слава о таланте Фуке распространилась по всей Европе.

Визит в Италию в значительной степени повлиял на сложение живописного стиля художника, на постижение законов перспективы и изображения предметов в пространстве. В Ватикане Фуке имел возможность видеть фрески Фра Анжелико (впоследствии уничтоженные), во всяком случае, отголоски манеры знаменитого флорентийца довольно явно прослеживаются в более поздних работах французского живописца.

Вернувшись на родину, он открыл собственную мастерскую в Туре, никогда не страдавшую от отсутствия заказов. С 1461 г. мастер работал при дворе короля Карла VII, а затем — Людовика XI, пожаловавшего ему звание придворного художника. Среди творческого наследия Фуке преобладающее место занимают миниатюры (в том числе знаменитый “Часослов Этьена Шевалье”) и портреты, отличающиеся удивительной точностью психологических характеристик, скрупулезным вниманием к мельчайшим деталям (даже несмотря на то что заказчиками его являлись весьма высокопоставленные персоны, которым подобная скрупулезность могла бы и не понравиться).

Жан Фуке. Король Карл VII. Ок. 1445–1447. Париж, Лувр

 

Годы жизни художника совпали с не самым удачным периодом в истории его родной страны. Подходила к концу Столетняя война (1337–1453), едва не лишившая Францию независимости. В 1420-х гг. англичане и бургундцы захватили Париж, наследник престола, будущий Карл VII, был объявлен незаконнорожденным и отстранен от власти. Только чудесное явление Жанны д’Арк вернуло престол законному владельцу, а стране — освобождение от захватчиков.

Вряд ли короля Карла можно назвать сильной личностью: он не был человеком действия и не отличался решительным характером, зато умел подбирать способных соратников. Эти качества прекрасно читаются на знаменитом портрете Фуке. Мы видим человека, явно уже много повидавшего и пережившего на своем недолгом веку, губы сложены в горькую гримасу, складки вокруг рта и отеки под глазами придают лицу усталое выражение. Слабость характера читается в вялой линии рта, и даже спрятанные в рукава руки создают дополнительные штрихи к психологическому портрету. Тем не менее мы видим на раме портрета велеречивую надпись: “Победоноснейший король Франции Карл, Седьмой этого имени”. Сохранились отзывы очевидцев, судя по всему, не замечавших диссонанса между этими гордыми строками и отрешенным видом человека на портрете. Впрочем, возможно, это не такой уж диссонанс.

По-видимому, монарх изображен в капелле часовни Сен-Шапель в Бурже таким, каким его могли видеть придворные во время литургии, а общению с Богом вряд ли приличествует победоносный вид. Однако осанка у Карла поистине королевская. Пусть этот король, прозванный Победителем, не отличается красотой, пусть он слаб и устал, но ему нельзя отказать в величественности и величавости, и заслуга в создании подобного впечатления принадлежит в первую очередь художнику.

С каким мастерством Фуке строит композицию! Крупная фигура короля на первом плане неподвижна, она выглядит торжественной и монументальной. Четкие складки тяжелого одеяния Карла имеют почти геометрический вид и перекликаются с не менее выразительными складками раздвинутых занавесей над головой монарха. Формы проработаны почти со скульптурной весомостью, рисунок отличается четкостью, а композиция — строгостью и уравновешенностью. Портрет Карла VII стал к тому же самым масштабным в Европе того времени.

В трактовке деталей Фуке приближается к нидерландским мастерам. Так же как и они, французский художник досконально прописывает самые мелкие деталями костюма, фактуру тканей, меха, драгоценных камней. Однако это проявляется только в воспроизведении обстановки и костюма, тогда как лицо короля смоделировано крупными мазками, что позволяет схватить основное, не отвлекаясь на частности.

Видимо, портрет был написан еще до итальянского путешествия Фуке, так как в нем, несмотря на все совершенство форм (и это отнюдь не преувеличение), почти незаметно следов влияния художников Возрождения, разве что диагональные полосы на головном уборе короля написаны в таком совершенном перспективном сокращении, которому могли бы позавидовать лучшие флорентийские мастера.