ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Сергей ПОПОВ,
искусствовед
Всегда другое искусство
Избранные произведения из собрания
Виктора Бондаренко
Выставка в
Государственном музее современного искусства
Российской академии художеств представляет
публике одно из крупнейших собраний
современного отечественного искусства —
собрание Виктора Бондаренко, коллекционера,
мецената, почетного члена Российской академии
художеств, члена Попечительского совета
Государственной Третьяковской галереи.
О. Целков. Пара с кошкой
В экспозицию включено около ста работ
художников нескольких поколений. Основная идея
выставки — отобразить историю современного
искусства через призму частной коллекции. Среди
художников, которые представлены в коллекции,
есть все знаковые фигуры современного русского
искусства, в том числе Оскар Рабин, Владимир
Немухин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья
Кабаков, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Гутов,
Александр Косолапов, Олег Кулик и многие другие.
И. Кабаков. В доме у родственников
Но круг интересов Бондаренко не
ограничивается только звездами. В его коллекции
представлен широкий диапазон современного
искусства, его разные линии, области и медиа.
Здесь есть камерная живопись художников
“другого искусства” разных направлений,
программные картины и объекты мастеров,
составивших ядро “московской концептуальной
школы”, работы классиков соц-арта, живопись
постмодернизма и фотореализма, произведения
ведущих фигур постсоветского времени. Наконец,
Бондаренко увлеченно следит за текущим
художественным процессом и поддерживает работы
ярких молодых авторов.
Взгляд Виктора Бондаренко особенно
интересен, поскольку он является наиболее
влиятельным коллекционером иконописи,
одновременно выступая продюсером проектов в
сфере новейших технологий изобразительного
искусства.
Работы из собрания Виктора Бондаренко
неоднократно показывались на групповых и
персональных выставках, но коллекция в полном
объеме никогда не экспонировалась.
О. Васильев. Deep Space
Статья опубликована при поддержке компании «Пластика ОКОН». Необходимо поменять окна? Тогда обратитесь в компанию «Пластика ОКОН». Собственное производство, доставка и монтаж сделают приобретение нового комплекта окон легким и быстрым. Всю подробную информацию об услугах, производстве и партнерстве, мы можете узнать на официальном сайте компании www.plastika-okon.ru.
К выставке подготовлен каталог и
издана книга об истории современного русского
искусства на основе собрания Виктора Бондаренко.
К выставке также приурочено проведение
международной научной конференции, посвященной
академическому исследованию вопросов
современного русского искусства.
Параллельно с экспозицией на
Гоголевском бульваре откроется третья выставка
коллекции икон Виктора Бондаренко “Все остается
людям” в Центральном музее древнерусской
культуры и искусства имени Андрея Рублева.
“Коллекция Бондаренко весьма
репрезентативна в своем охвате наиболее
значимых имен и явлений искусства последних
десятилетий, – считает Александр Боровский,
заведующий отделом новейших течений
Государственного Русского музея. – Мало кто из
собирателей обладает и столь быстрой реакцией на
арт-продукцию совсем молодых, не успевших еще
обрести статус художников. Это свидетельствует
об углубленном подходе к материалу… Но есть в
этом собрании и штрихи, которые выдают авторское
своеволие, некую, говоря молодежным языком,
отвязанность... Есть, есть у Бондаренко
“несогласованные” с самыми продвинутыми
советчиками и авторитетами привязанности,
личные слабости, перепады настроений и вкуса… И
это кажется очень симпатичным. И —
перспективным, ибо, как не мне одному
представляется, нынче наблюдается все
нарастающая усталость от стерильных,
выстроенных по всем правилам хорошего
кураторского тона имперсональных
репрезентаций…”
И. Макаревич. Буратино
Виктор Бондаренко получил известность
как коллекционер русской иконы. Именно русской,
то есть не только древней, до XVIII века, но и
Синодального периода, или, как предпочитает
формулировать сам автор коллекции, “эпохи
династии Романовых”. Во многом его
собирательская деятельность признана эталонной
в плане научного подхода к частному собранию и
фактически привела к реабилитации позднего
периода отечественной иконописи в глазах
специалистов, музейных кураторов, других
коллекционеров.
Наверное, не случайно и то, что иной,
теперь уже очевидно, не менее значительной
стороной его коллекционерского интереса
оказалось отечественное современное искусство
— в принятом значении этого слова, от
послевоенных лет до наших дней: Бондаренко
справедливо настаивает на том, что икона целый
ряд столетий и была “современным искусством”, в
которое проникали и в котором опробовались
инновации как стилистические, так и образные.
Кроме того, как известно, у иконы с авангардом
очень много общего…
И. Чуйков. Окно LXXVIII
Начало коллекции современного
искусства восходит еще к 1990-м годам, когда
Бондаренко финансировал показ в США ряда
известных ныне художников, а тогда — новичков
международного арт-рынка. В одном случае это
перешло в полноценное соавторство с
Константином Худяковым в качестве продюсера. В
перспективе это сотрудничество претендует на
ультрасовременные, гиперчувственные образы
синтеза, замешанные на фундаменте национальных
художественных традиций, от иконы и фрески до
мультимедиа. Но пока это впечатляющее, редкое для
России начинание носит локальный характер,
преследуя цель создания конкурентных на
международном уровне работ на основе новейших
визуальных технологий и жесткой натуралистичной
эстетики.
В сравнении с ним коллекция — проект
никак не менее амбициозный.
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ
СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Отдел общественных связей
Тел.: +7 495 694 6660,
факс: +7 495 231 4410
E-mail: pr@mmoma.ru