Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2010

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

 

Виктория Хан-Магомедова

Жизнеописания 47 самураев

В гравюрах укиё-э

В Японии к гравюре на дереве укиё-э художники обратились в эпоху Эдо (1614–1868). Ксилография быстро получила распространение, ее применяли для иллюстрирования популярных книг и альбомов, печатания театральных афиш с изображением актеров, рекламных плакатов. Гравюра укиё-э благодаря дешевизне и возможности тиражирования пользовалась особой популярностью среди городского населения. Цветными ксилографиями горожане оклеивали раздвижные стены в доме, они становились иллюстрациями к популярным изданиям, играли роль афиш. Эти гравюры воспринимались как энциклопедия жизни города. Простой, обыденный сюжет приобретал в творчестве японских графиков значительность и красоту.

Самурай без доспехов, сражающийся с двумя врагами (фрагмент)

 

В создании японской гравюры прослеживается несколько самостоятельных процессов, в каждом из которых участвовал отдельный мастер. Художник, чье имя ставится впоследствии на гравюре, наносил рисунок на тонкую прозрачную бумагу, мастер-гравер наклеивал рисунок лицевой стороной на доску продольного распила и ее резал по рисунку. Печатник кистью накладывал краску (минерального или растительного происхождения, смешанную с рисовой пастой) и печатал вручную валиком. Для каждого цвета вырезалась отдельная доска.

Великий мастер укиё-э Китагава Утамаро имел славу создателя портрета в японской гравюре, был автором многочисленных полуфигурных изображений женщин, в которых выражал индивидуальность облика и чувств своих героинь с помощью очень эмоциональной пластики, движения, жеста, выразительности линейного ритма, соотношения полутонов, расположения фигур на листе.

А Утагава Куниёси (1797–1861) прославился ксилографиями серии “Сэйтю Гисидэн”, портретами 47 легендарных воинов-самураев, преданных своему хозяину. Насладиться красотой, разнообразием, мастерством исполнения, занимательными сюжетами этих листов можно было на выставке “Жизнеописание 47 самураев в гравюрах Утагавы Куниёси” в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Здесь было представлено 55 листов из собрания А.С. Орлова-Кретчмера, известного коллекционера, доктора социологических наук, профессора, обладающего самой полной в мире серией гравюр Куниёси.

А история эта действительно произошла в Японии в 1701 году. У 47 самураев погиб господин. И они решили жестоко отомстить виновнику: самураи отрубили ему голову и возложили на могилу своего повелителя. Однако, хотя самураи и исполнили кодекс воина, они нарушили закон: акты возмездия в Японии в то время были запрещены, и их приговорили к смерти.

Этот сюжет был очень популярен в театре, литературе, гравюре в разные эпохи.

Юкигава Сампэй Мунэнори, разрубающий переносную лампу

Хидэтомэ затягивает шнурок своей сандалии, поставив ногу на опрокинутый столик для игры в го

Масэ Тюдаю Масааки, целящийся из лука

Художник создал своеобразный тип героического портрета. На каждой гравюре изображен самурай в обрамлении текстов — биографии и описания поступка, связанного с возмездием, — написанных японским литератором Иппицуаном в 1847–1848 гг.. Воины изображены в разных ситуациях, порой отнюдь не героических, в полном облачении.

Обоси Сайдзаэмон Нобукие,
с мечом преследующий убегающего врага

Утамицу Хандыо Таканао,
сбитый с ног тяжестью усыпанной снегом ветки

Вот лист “Утамицу Хандыо Таканао, сбитый с ног тяжестью усыпанной снегом ветки”. На другой гравюре “Энья Ханган Такасада в полном облачении застыл в угрожающей позе”. Он был известен своей благотворительностью, простотой, почтительностью, чтил добродетель — сообщает нам Иппицуан в своем тексте. Хорошо подмечены движения, позы персонажей, тщательно воспроизведены детали одеяний, вооружения.

Краски гравюр Куниёси по-прежнему яркие, как, например, на листе “Кюдо Рюэн, присевший с мечом в руке за вешалкой с кимоно”. На другой гравюре персонаж кажется более агрессивным, и в то же время он очень комичен: “Томимори Сукээмон замахивается мечом, в то время как в него летит жаровня с углями”.

Кюдо Рюэн, присевший с мечом в руке за вешалкой с кимоно

 

Истории про самураев, рассказанные Иппицуаном, самые разные. Вот Ято Ёмосити Норикану — ему было шестнадцать лет, когда он совершил свой подвиг, он прекрасно владел мечом и копьем, был мужественным воином. А шестидесятилетний Урамицу Хидкой Хикэдо в предсмертной записке писал: “Отдать жизнь за господина — это долг самурая. И хотя в ста случаях из тысячи хотелось бы избежать этого, но долг велит не дрожать над своей жизнью”. И оставил свое стихотворение на эту тему. Действительно, для самурая жизнь — “всего лишь средство исполнения своего долга”.

Серия “Сэйтю Гисидэн” Куниёси — самая первая серия мемориальных портретов 47 легендарных воинов — стала образцом для художников последующих поколений.