|
||||||||
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Елена МЕДКОВА
Как разбудить в ребенке художника:
|
(1) |
(2) |
В работе Ильи Р. (1), Сюзи Ш., Миши Д. (2), Стасика К. акцент сделан на успокаивающем эффекте зеленого:
Зеленые
Глаза леса, дерево, листья,
Песня зеленой лягушки,
Зеленое море травы,
Зеленое сердце человека
Бьется спокойно.
А в работе Насти О., Юры Б., Ильи С. акцент на порождаемом зеленым чувстве беспокойства:
Зеленые
Болото, заросли, трава.
Мне страшно.
Даже себя не могу найти.
В обеих работах использован образ зарослей/лабиринта, но если в первом случае путь в лабиринте осознается как путь самопознания, то во втором — как ложный путь-ловушка. В первом случае одноклассники признали наиболее удачной иллюстрацией к стихам работу Вовы Ф. (3), на которой над ожившим лесом в воздухе парит лабиринтообразный туман с четырежды повторенной фигуркой человека. Во втором — один из авторов стихов, Илья С., изобразил сеть травы, в которой запутался птенчик. Зеленый костер травы, к которому явно стремится птенчик, окружен плотным кругом сияния, и выхода из лабиринта для него нет.
(3)
Однозначно теплый и радостный желтый цвет породил у Алеши, Ильи, Жени и Максима очень сложный сказочный образ, достаточно личностно интерпретированный:
Желтый
Дракон, золото, корона,
Страх, желтый мрак.
Мне кажется — пришла моя судьба.
Иллюстрация их одноклассницы Миланы (4) к этому стихотворению построена на столкновении желтого, черного и красного — красное пламя пещеры, окруженное желто-оранжевым драконом, переходит в красный же горный пик, к вершине которого ведут черные ступени бесконечной лестницы, на периферии рисунка сгущается тьма. Так же как и в стихотворении, вопрос о судьбе остается открытым. В образной структуре работы использован архетип Мировой горы/лестницы, связующей миры и символизирующей восхождение, что и придает ей содержательную и эстетическую значительность при всех недостатках техники рисунка.
(4)
Наиболее оригинальные стихи получились в связи с образностью более редко используемых цветов, таких как черный, оранжевый, фиолетовый и багровый. “Черные” стихи отличаются повышенной экспрессивностью, сопряженной с мифологемой мертвых гор:
Черный.
Черные угли, горы, камни.
Это зовет меня внутренний голос.
Тяжесть и грусть.
Черный (Антон Д., Рома Н.).
Присутствует в стихах мифологема и перевернутого антидерева (Юра Б., Настя О., Света С.), и символов смерти и иного мира (Дима Ч., Катя З., Яна Н., Соня Л., Маша М. (5)).
(5)
Мифологический комплекс “солнце — солнечная птица — золотое яйцо творения” в зеркале русских фольклорных образов реализовался в работе Миши Д., Сюзи Ш. и Стасика К.:
Оранжевый
Замок жар-птицы
Хранит золотое яйцо Солнца.
(6)
Артем Г. (6) и Настя К. вышли на почти врубелевскую образность фиолетового:
Фиолетовые.
Фиолетовая душа
Затаилась в кустах сирени.
Фиолетовый ангел
Склонился над ней.
Но по наиболее оригинальному пути пошел Максим К., который в слове “багровый” услышал слова “бог”, “кровь” и “рок”. Его соавторы Витя К. и Милана Б. в связке этих слов увидели образ противостояния человека судьбе:
Бог, кровь, рок.
Я затаился.
По мне мурашки текут.
Жизнь еще бьется во мне,
Сердце глухо стучит,
Но я иду в багровом мраке.
В иллюстрации Максима к стихам бог/рок представлен в виде огромной красно-черной маски (7). В окружающем ее ультрамариновом пространстве проложен лабиринт, который стережет монстр с головой крокодила. Как объяснил Максим, это путь на испытание дружбы, по которому они с Витей должны пройти вместе и выйти из картины в верхнем правом углу.
(7)
НА УРОВНЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Подводя итоги, можно сказать, что уроки по символике геометрических фигур и архетипических образов в сопряжении с занятиями на образность цвета на заключительном этапе обучения дают хорошие результаты по ряду параметров.
Дети обновляют и активизируют заложенные в их памяти в ходе ранней социализации архетипические и мифологические комплексы. Они выходят на уровень самостоятельной разработки программного наполнения заданной, в данном случае цветовой, модели. На этой основе они несколько продвигаются в решении задач предметного наполнения (до 3–4 идей) и разработки сюжетного развертывания (основной сюжет без явно выраженных побочных) задуманного комплекса образности.
Попутно растет качество работ: к концу года рисунки становятся полноцветными (даже при работе цветными карандашами и фломастерами), дети осваивают принципы градации оттенков в пределах одного цвета, холодной или теплой гаммы, пути отбора цветовой гаммы, соответствующей задуманному образу. Соразмерными становятся соотношения масштабов листа и изображения (исчезает пустотность и эффект не влезающих в формат частей целого). Дети осваивают в основном принципы центральной и двухчастной композиции.
При ведении портфолио наблюдается интересный процесс, свидетельствующий о повышении эстетических требований ребенка к собственным работам — большинство детей (до 85%) возвращаются к первым рисункам и дорабатывают их, “дотягивая” хотя бы по цветовому решению до эстетического уровня работ конца года.
Той же динамикой обладает процесс освоения архетипических образов на материале искусства конкретных эпох. В начале работы появляются единичные, вырванные из контекста образы, на которых ребенок знакомится с новой стилистикой. За ним следует период вольной интерпретации, что и является искомым на этом этапе эксперимента результатом.
Работы Насти И. и Саши С. по своей стилистике располагаются на разных полюсах единого инварианта древнеегипетского искусства, между которыми находятся работы других учащихся.
Настя И. в своем рисунке на тему небесной богини-коровы Хатхор демонстрирует пример концентрированного знаково-символического образа Древнего Египта, его мифологии, природных и архитектурных реалий. Она активно использует образный мифологический комплекс “корова / небо / мир”, при этом не только его смысловую, но и пластическую составляющую, делая равновеликими небесную радугу и золотую корову и охватывая ими весь мир и все пространство листа. Показательно, что работа на базе образной структуры чужой древней культуры не подавила чисто национального видения ребенка, о чем свидетельствует такая русская яркая радуга с сочными дождливыми тучками.
Работа Саши С. отмечает противоположную тенденцию — это свободная, сюжетно развернутая серия. В его графических зарисовках-комиксах воспроизводится расширенный вариант мифа об Осирисе, его сыне Горе и Сете. Хотя в данном случае Саша не является автором сюжета, а использует уже готовый, он самостоятельно справляется с задачей выбора ключевых, значимых с драматургической точки зрения моментов мифа: представление героев мифа, сцена их конфронтации, замысливание Сетом злодеяния, плач Исиды, ночная сцена с младенцем над огнем во дворце царицы Астарты и т.д. вплоть до триумфа Гора — нового царя Египта.
Значительным достижением является то, что Саша для своего повествовательного цикла смог выработать оригинальный язык, совмещающий стилистику современного комикса и древнеегипетской формальной системы. При этом он взял за основу не древнеегипетский канон, что является стандартным ходом, а форму спеленутой мумии, ее целостного и монументального силуэта. Этот силуэт становится формальным лейтмотивом всей серии и придает повествованию целостность высокой эпической трагедии.
Об эффективности работы по разработанной нами методике свидетельствует то, что на одном из заключительных этапов дети успешно справляются с задачей изобразить то, что принципиально неизобразимо, например присутствие ветхозаветного бога Яхве.
(8)
Наиболее оригинальное решение дала Настя О. (8), использовав мифологему камня, порождающего божественный огонь. В ее работе два варианта или скорее две стадии явленности бога — в просиявшей светом каменной горе и в горящих камнях. В последнем случае образ на глазах расслаивается, и в нем видится то костер, то каменная маска с пламенными глазами, то многоглазый огненный лик в ореоле звезд.
(9)
Света К. (9) изобразила только ступню бога, касающуюся огненной земли первых дней творения. Маша С. (10) — творящий жест божественной руки, при этом в качестве основы образа использовала обводку собственной руки. Маша Ш. нарисовала среди каменной пустыни всевидящие глаза (такой ход выбрали большинство учащихся). В трех последних случаях использована древняя символика руки, глаза и ступни.
(10)
Многие не удержались и, как Света С. (11), изобразили весь лик гневного бога, нависшего над Вавилонской башней, что является отступлением от канона, но смотрится весьма выразительно и соотносится с мифологическим комплексом “бог / гора / башня”, заложенным в этимологии имен многих богов Шумера.
(11)
Результаты стандартного теста “Дерево” (рисунок и комментарии ребенка к нему, записанные преподавателем) в конце занятий по программе в начальной школе показывают высокую степень нестандартности мышления детей при решении творческой задачи. Это можно увидеть на примере работ среднего по общим показателям класса.
Миша Д. в своем рисунке за основу взял мотив спирали. Как он объяснил в комментарии к рисунку, прямые линии в корнях — это питающие дерево воды, которые в стволе превращаются в зародыши жизни-спирали. Каждый год одна из спиралей раскручивается в кроне дерева из одной звезды, которая превращается в множество звезд. Маша М. считает, что ее дерево жизни превращает воду, которая его питает, в огонь солнца, каковым является крона дерева. Крона-солнце, в свою очередь, рождает звезды и египетскими иероглифами пишет историю мира, а также держит ночь в углу, чтобы она вновь не заняла весь мир.
Идею дерева-неба развивает и Рита Р. Однако ее дерево — это ночное небо с полярной звездой по центру. Дерево Сергея К. делит мир на ночную и дневную стороны, звезды на небе — это опадающие листья кроны-солнца. Сюзи Ш. (12) считает, что ее дерево поднимается и отодвигает тьму. Под деревом “растет розовое утро”, а вокруг него — голубое небо. Ствол дерева — это река, в которой, как в древнем океане, плавают зародыши “первобытных животных”, а круглая крона — это свет звезд, которые еще вместе и светят так же ярко, как солнце.
(12)
Вика М. (13) назвала свое дерево деревом времени. В корнях у него ночь с луной и день с солнцем, а крона — это костер, который разгоняет тьму. Солнце, оно же “самое главное зерно на земле”, держит над собой в кроне дерева четыре “кладовые”, в которых содержится вселенная (спираль), семена всех растений (цветные точки), снег-вода (снежинки) и еще не горящие звезды (зеленые звезды за вертикальной решеткой).
(13)
Обобщая комментарии детей, можно сказать, что заданная модель дерева во всех случаях решалась в парадигме обобщенного образа Мирового древа. При этом образ Мирового древа получает разработку не в стандартном варианте мифа о трехчастном делении мира и не в привычном национальном варианте пушкинского дуба у Лукоморья, а в свете космогонического мифа об отделении света от тьмы, ночи от дня, появлении светил, творящего жизнь огня, развертывания времени.
Каждый ребенок в силу своих способностей пытался разработать свой вариант некоего космогонического мифа, используя и синтезируя знания о геометрических символах (спираль, ромб с точкой / зерном / солнцем), славянской мифологии (четырехчастное дерево сезонов / времени), египетской мифологии (творящий свет / огонь, ночное звездное небо с полярной звездой, запись истории иероглифами), в библейской парадигме творения как отделения света от тьмы и пр.
В результате появляется семантически насыщенная программа, ее оригинальное предметное наполнение и интересное пластическое и цветовое решение.
В ведении общей для класса папки творческих работ или личных портфолио есть свои плюсы и минусы. В первом случае попадание в “почетную” папку лучших работ создает у детей сильную мотивацию нацеленности на результат (хотя бы одна работа каждого должна попасть в число лучших для поддержания хорошего психологического настроя учащихся). Недостаткок этого метода состоит в том, что решающее слово остается за учителем — внешней по отношению к ребенку силы. Во втором случае эффект оценки собственной деятельности оттянут к концу года, когда ребенок замечает разницу между первыми и последними работами и высказывает желание доработать первые свои опыты. Ценность этого метода в самостоятельности ребенка при оценке собственных работ и принятии решений.
ПЛАН КУРСА
Подробное планирование, как уже говорилось, имеется в программно-методических материалах “Утро художника”, хотя каждый пользователь может составить собственную сетку уроков, придерживаясь только общей тематики. На с. 6 приводится примерная сетка распределения часов курса по темам (при 72 ч.).
Если вы имеете возможность дать детям 144 часа, то добавочные часы лучше распределить на два последних блока и уделить больше внимания работе с оппозициями и архетипами. Масштабные постановки спектаклей требуют вообще отдельного времени. Работа с текстами может быть совмещена с уроками чтения и внеклассной работой.
При разработке урока очень важно определиться с соотнесенностью символического смысла абстрактного графического элемента или понятия и художественной выразительности предлагаемой ребенку техники. Так, например, в теме “Сказка из цветного песка (точка-пятно, динамика и статика множества точек)” важно донести до ребенка, что в точке — протяженность бесконечного пространства пустыни, в единице — бесконечный ряд натуральных чисел и т.д.
Необходимо попытаться приобщить детей к идее единства микро- и макромира (песчинка — горсть песка — пустыня), подобия малого и большого. И при этом показать разницу между единичностью и множественностью. Единичное, единственное обладает исключительностью. В “Бесконечной книге” одна песчинка оживает и превращается в росток-пламя. Там же, в эпизоде о цветной пустыне Гоаб, множественность песка в совокупности дает безжизненную пустыню.
С точки зрения образности эта идея лучше всего раскрывается в технике пуантилизма. Эта живописная манера письма раздельными мазками правильной формы в виде точек или квадратиков была изобретена Ж. Сёра и наиболее эффектно представлена в работе “Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт”. При рассмотрении работы можно заметить крайнюю индифферентность (своеобразную мертвую песчаность) цветных точек по отношению к эмоциональному и жизненному тонусу картины. Жизнь как будто вязнет в точечности материи.
В изображении пустыни точечная техника обретает символический смысл. На контрасте с пустыней суть жизненной активности повелителя пустыни, льва Граограммана, означена Энде тем, что он меняет свою окраску при переходе с одного цветного бархана на другой. Адекватным этой идее приемом может стать проступающий сквозь точечную массу контур переливающегося цветом льва. Его, кстати, можно “найти” в уже готовом пейзаже пустыни.
В целом формулу разработки урока можно свести к следующему: от абстрактной символики к ее конкретному литературному или мифологическому образу и далее – к технике живописного воплощения этого образа. При этом ничем не стоит пренебрегать. Так, например, само многоцветие льва Граограммана (“Бесконечная книга” М. Энде) указывает на его божественность, так как в древности понятие пестрый (рябой) соотносилось с понятием сакральной краски (др.-инд. kabara — “пестрый”, но индоевр. qabiero — “бог”). Так что если у Крошечки-хаврошечки “рябая корова”, то это свидетельствует о ее божественной сути, и именно это можно использовать для создания необычной цветной коровы или коровы, сотканной из разных лоскутков или цветных нитей радуги. Вариантов в каждом случае множество, так что каждый раз программу можно осуществлять на новом материале, дабы она вам не наскучила.
ПРАКТИКУМ
1. Нарисуйте ваш вариант необычного дерева. Воспользуйтесь региональными национальными мотивами в его трактовке (образность национального варианта декоративно-прикладного искусства).
2. Сочините по схеме (величание, перечисление обстоятельств рождения бога, его место во вселенной и функции) гимн-обращение к какому-либо из языческих богов или мифологических героев.
3. Попробуйте выполнить задание на изображение неизобразимого (Яхве невозможно лицезреть, но можно услышать его глас в ветре, узреть в неопалимой купине).
4. Проанализируйте с точки зрения мифологической символики сказку Крошечка-хаврошечка (тема Богини-матери). Обратите внимание на необычность дочерей мачехи (сравните их одноглазость и многоглазость с образами Циклопа и Аргуса из греческой мифологии), на особенности яблони и признаки ее принадлежности к архетипу Мирового древа.
5. Сравните стихи Артема Цыганкова (11 лет) об Афродите со стихами О. Мандельштама “SILENTIUM”. Можно ли говорить об общности метафорически-мифологических ходов?
Осип Мандельштам | Артем Цыганков |
SILENTIUM Она еще не родилась, Спокойно дышат моря груди, Да обретут мои уста Останься пеной, Афродита, |
*** О, Афродита, свет нового дня! |
Сетка распределения часов курса по темам
ЛИТЕРАТУРА
История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. В 2 т. Т. 1. / Рук. науч. проекта Л.В. Школяр; сост. и науч. ред. Н.Н. Фоминова. — М.: Педагогика, 2002.
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. — М.: ВЛАДОС, 1996.
Туник Е.Е. Тест Э. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. — СПб.: Иматон, 1998.