|
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Виктория Хан-Магомедова
Зеркала в искусствеУ зеркал в сфере культуры с древнейших времен были самые разные функции, в том числе очистительная, семантическая, символическая. А что видели в зеркалах художники? Как мастера использовали таинственную, мистическую природу зеркал? Ж.Л. Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Начало XIX в.
В трехметровом холсте Д. Веласкеса “Менины” (1656), превосходном групповом портрете, своеобразной жанровой сцене из жизни королевского двора, где фигуры изображены почти в натуральную величину, зеркало играет чрезвычайно важную роль. Художник использовал остроумный прием: в зеркале король и королева отражаются как тени. И зритель, как бы “входя” в картину, видит Веласкеса, пишущего портрет королевской четы. Как мудро здесь сопоставляются несколько ипостасей реальности: фигуры на картине с фигурами в зеркале и с персонажами, изображенными на картинах в мастерской великого мэтра. Кажется, что все происходит сию минуту: персонажи Веласкеса стоят перед нами, а художник их пишет. О многообразии функций зеркала в творчестве русских художников конца XVIII — XX в. рассказывает выставка “Зеркала” в Государственной Третьяковской галерее. Выставка состоит из нескольких разделов: зеркало как элемент интерьера; зеркало и женщины; художник, исследующий себя с помощью зеркала в автопортретах; зеркало как предмет интерьера... И, конечно, во все эпохи зеркала использовались художниками, чтобы сделать полотна еще более открытыми, освещенными, чтобы усилить их декоративность. В картинах художников 1-й половины XIX века зеркала в незатейливых интерьерах играют активную роль в поэтической интерпретации повседневности. Публикация произведена при поддержке интернет-магазина "Stream Market". Оптовый интернет-магазин товаров для дома имеет большой выбор ассортимента - электрика, мангалы, сантехника, цифровая техника, инструменты, оборудование, мебельная фурнитура, сезонные товары. Гарантия качества, низкие цены, компания имеет собственную службу логистики для доставки заказов в любой город Украины. Для просмотра полного каталога товаров и цен, условий доставки и оформления заказа перейдите на сайт магазина: http://stream-market.com.ua/. “Автопортрет с зеркалом” (1909) З.Е. Серебряковой пленяет упоительной красотой юности, прославлением гармонического совершенства человека. Это автопортрет жанрового характера: уверенная и вещественная живопись, музыкальность ритмов, гармония цветовых сочетаний. В произведениях В.И. Попкова всегда прослеживается ощущение жизни как драмы. Выхватывая сюжеты из реальности, подмечая характерные детали, он стремился передать внутренний мир своих персонажей. И в автопортретах художник пытался осмыслить через собственное изображение то, что происходит вокруг, хотел отразить пульс своего времени. Именно зеркала придают его автопортретам нечто тревожное. Затягивает в свой зазеркальный мир и его “Натюрморт с зеркалом”. В. Попков. Натюрморт с зеркалом. 1971
Хорошо раскрыта на выставке тема женских образов (А.Г. Венецианов. “Туалет Дианы”, 1847). В картине К.А. Истомина “Перед зеркалом” (1932) притягивает тонкая, точная, красивая живопись. Это поэтический рассказ о внутреннем мире героини, облеченный в гибкую, пластическую форму. Прозаическое обрело здесь удивительную одухотворенность. М. Ларионов. Проститутка у парикмахера. 1920-е Н. Богданов-Бельский. Дети за пианино. 1918 А. Дейнека. Натурщица перед зеркалом. 1928 П. Кузнецов. Натюрморт с зеркалом. 1917 Н. Ульянов. Пушкин с женой. 1927 А. Герасимов. Портрет балерины О.В. Лепешинской. 1939
Большой холст с зеркалом “Проститутка у парикмахера” М. Ларионов написал в 1920-е годы во французский период, когда он вдохновлялся своими примитивистскими работами. На картине Г.П. Егошина “За туалетом” (1988) в зеркале отражается почти нереальная фигура обнаженной женщины. Это очень поэтичная вещь в серебристых, сиреневатых, оливковых тонах, где изображение растворяется в зеленовато-жемчужной среде, наполненной светом. И. Блюмель. Клоун с зеркалом. 1980
“Автопортрет в зеркале” (1997) В.П. Никоновой — самый трагический на выставке, с зыбким, полуабстрактным силуэтом автора, словно предвещающий преждевременный уход из жизни молодой художницы. Л. Кремнева. Зеркало. 1977
Немногие скульптурные работы (И.М. Чайков, Л.Л. Кремнева, Л.А. Сошинская) дают представление о том, сколько возможностей предоставляют зеркала для обогащения образности в скульптурных композициях. Самые новаторские, изощренные и загадочные — объекты и коллажи В. Колейчука, Н. Элькониной, открывающие новые пути для эксперимента с зеркалами в наши дни. |