Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2010

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Ольга РАДОМСКАЯ,
кандидат педагогических наук,
ИХО РАО

 

Необходимость интеграции

Здравствуй, музей!

В основе интеграции искусств лежат внутренние взаимосвязи, определенные творческие закономерности, проникающие друг в друга. Только при гармоничном воздействии музыки, танца, литературы, изобразительного искусства, театра и других видов искусства формируется личность, умеющая понимать прекрасное, способная к художественному творчеству, к участию в художественных событиях.

Междисциплинарные связи в учебно-воспитательном процессе тесно переплетены с общими установками средней общеобразовательной школы, которые являются ведущими в работе каждого учителя образовательной области “Искусство”. Прежде всего это формирование мировоззрения и художественной культуры учащихся. Что, по мнению Б.П. Юсова, предполагает:

1) умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах и результатах физического, умственного и духовного труда людей;

2) умение пользоваться плодами культурного развития человечества и собственного народа (этнонациональная традиция);

3) умение посильно участвовать в процессах поддержания и обновления общественной культуры — вопреки пережиткам, предрассудкам и ложным новациям;

4) путем совершенствования своей личности, посредством художественного общения и собственного участия в детском художественном творчестве и в культурной жизни страны и мира.

Музейная педагогика — это та область в образовании и воспитании, которая связана со средой и регулирует отношения человека с предметно-культурным миром. Включение историко-культурного мирового наследия в образование и есть главная задача музейной педагогики в школе

Существует несколько направлений такой педагогики: интерактивные программы в стенах музея; музейная педагогика в школе, школьный музей и его развитие (досуговый, культурный центр школы). В опыте отдельных школ в последние годы получили распространение комплексные экскурсии в музеи, на природу, к историческим памятникам культуры. При подготовке экскурсии учителя-предметники разрабатывают для учащихся разные задания.

В школе-лаборатории № 875 занятия в музеях Москвы и области дополняются уроками развития речи, изобразительного искусства, внеклассного чтения, музыки, освоения окружающего мира и другими. Мы считаем, что только так закрепляются представления учащихся об окружающем мире, волшебном мире музея и предметах, хранящихся в них.

Наличие экологического компонента в преподавании искусства в Научно-исследовательском проекте межмузейного сотрудничества “Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока” привлекло нас к участию в нем. Мы рассматриваем экологический подход (культурная экология) с позиций Д.С. Лихачева как воспитание любви к родному краю, к родной культуре, а затем ко всему человечеству, мировой культуре, что предполагает изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Проект предполагает собой занятия по музейно-педагогической программе “Здравствуй, музей”, которая представляет собой модель взаимодействия музея и систем дошкольного, школьного и высшего образования.

Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея обеспечил участников проекта тематическими разработками (Пособие “Мир музея”. СПб., 2004, аналогичное разделу программы “Здравствуй, музей”) и комплектами слайдов, диагностической тетрадью.

Плодотворный опыт

Курс для третьего класса “Виды искусства” проводился в московской школе № 875. Для него мы совместно с учителем начальных классов Л.С. Кураповой  выделили один факультативный час в неделю. Была осуществлена психологическая диагностика младших школьников до начала факультативных занятий и после окончания работы по программе.

Цель данного курса, состоящего из шестнадцати тем, дать общее понятие о различных видах изобразительного искусства и средствах художественной выразительности. Несмотря на то что программа носит интегративный характер, с нашей точки зрения, содержание тем сформулировано только вокруг изобразительного искусства, поэтому данный курс был дополнен уроками изобразительного искусства и развития речи.

Мы составили творческие задания по изобразительному искусству и литературе, которые помогали освоить темы программы и развивать воображение учащихся. В современной школе необходимы интегрированные формы освоения предметов гуманитарного цикла с привлечением знаний из других областей науки и культуры, представлений об окружающем мире, которые расширяют возможности художественной деятельности учащихся,

Особенно плодотворным является опыт практической работы, сочетающий в себе общение детей с подлинниками изобразительного искусства, беседы по истории и теории искусства, прогулки и наблюдения природы, экскурсии в музей и самостоятельную творческую работу.

Так, занятие по теме № 2 “О чем говорит искусство” раскрывает эмоциональную природу и содержание изобразительного искусства, демонстрируя многообразие его жанров. Мы подобрали примеры из разных жанров и видов изобразительного искусства, а затем рассмотрели на занятии жанры и в музыке, и в литературе. Так, художник может создать пейзаж (картину природы) в живописи и рисунке, поэт – создать такую картину в стихах, композитор – в музыкальном произведении.

Детские творческие работы

На факультативных занятиях учащиеся сочиняли рассказы и стихотворения, посвященные разным временам года, рисовали портреты, пейзажи и натюрморты, отражающие времена года, слушали музыку Чайковского (цикл “Времена года”) и пытались угадывать тот или иной месяц.

Приведем примеры детских творческих работ, посвященных описанию такого времени года, как зима.

Зимний день

С утра мела пурга,
Кружился снег мохнатый
Попрятались дома
Под слоем мягкой ваты.

Сейчас же — посмотри!
Чудесная картина:
Жемчужные ковры
И белые равнины.

Сверкает серебром
На тонких ветках иней.
Все светится кругом,
Как солнце в небе синем.

В. Горностаева, 3-й класс

Зимнее утро

Однажды лес проснулся рано утром. Все растения и животные продирали глазки. Даже старый филин проснулся сегодня поглядеть на красоту природы. Вышла белка из дупла и вдохнула чистый свежий воздух. На всех ветках лежал тонкий слой снежка. Под одной из веток проскакал заяц, и ему на голову упала шапка снега. Он удивленно отряхнулся и побежал дальше. На снегу появились отпечатки заячьих лап. Было тихо и покойно, только иногда слышалось поскрипыванье снега. Такое утро обещало подарить лесу и его обитателям еще один погожий зимний денек.

С. Григорьева, 3-й класс

Зима

Наступила зима. Выпал снег, и можно кататься на лыжах, коньках и санках. Сегодня мы с мамой пошли кататься на лыжах. Снег в лесу блестел, как бриллиантовый. Мы шли по лыжне и наблюдали за лесом вокруг. На деревьях лежали охапки снега. Дети слепили снеговика с метлой и снежную крепость. Я увидел белочку, которая грызла орех. И вот нам надо было уходить домой. Мне пришлось попрощаться с зимним лесом.

Д. Недумов, 3-й класс

Живое звучание

Важным условием успешного освоения изобразительного искусства является “общение с живыми носителями культуры — живым звучанием, красками движениями, речью, книгами, спектаклями, фильмами, музыкальными инструментами, исполнителями, с археологическими останками, так и живое участие детей в разнообразных видах детского художественного творчества и деятельности на уроках и в семье, в противоположность словесно-демонстрационным и лекционно-иллюстративным методам, — всюду, где их можно заменить живым художественно-творческим процессом, руками, глазами, голосом, действиями и движениями самих детей” (Б.П. Юсов).

По программе предусмотрено посещение Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге для работы на материалах подлинников по итогам главных тем курса. Предлагалось провести две экскурсии по экспозиции музея, завершающие тему “Живопись”, закрепляющие содержание уроков: “О чем говорит искусство”, “Язык искусства”, “Как рождается образ”, “Рождение картины”, а также по темам “Скульптура”, “Рисунок”, “Народное искусство”.

Так как школа № 875 находится в Москве, нами были организованы экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею для учащихся 3-го класса по темам: “Живопись”, “Рисунок”, “Скульптура”, “ДПИ”. После посещения Третьяковки учащимся было предложено описать наиболее запомнившиеся и понравившееся картины, рисунки или скульптуры в зависимости от темы экскурсии.

Приведем несколько примеров сочинений младших школьников.

 

Е.С. Ефимов.  Зверь. Скульптура

Я была удивлена, как умело высекли скульптуру из дерева, так, что она была похожа на пантеру или молодую львицу. Мне показалось, что она потягивается. У этой скульптуры интересный цвет. Она кажется бордовой или цвета черешни. А еще мне понравилась мордочка зверя, выражение которой было доброе. Наверное, ей было приятно, что на нее любуется много людей (К. Горбаток).

И. Ефимов. Зверь (львица). 1915

 

П. Трубецкой. “Якунчикова на лошади” Скульптура

На экскурсии обратила внимание на скульптуру Трубецкого “Якунчикова на лошади”. Я очень люблю лошадей, и меня поразило, как сделана эта работа. Кажется, что всадница остановилась на миг и сейчас помчится дальше. А как тонко и изящно сделана уздечка у лошади! Наверно, это станковая скульптура, которая украсила бы галерею в большом доме (Д. Смирнова).

П. Трубецкой. Ольга Николаевна Якунчикова на лошади. 1914

 

К. Сомов. “Вечер”. Картина

Мы ходили на экскурсию в Третьяковскую галерею, где увидели много картин. Больше всего мне понравилась картина художника Сомова “Вечер”. На этой картине изображены танцующие люди в красивых старинных нарядах. Действие происходит поздним вечером, почти что ночью. Картина написана в темных холодных тонах, есть там и необыкновенные серебристые оттенки, которыми художник изобразил красивое звездное небо (В. Храбров).

К. Сомов. Вечер. 1902

 

И. Левитан. “Набережная”. Пастель

Мне понравился пейзаж “Набережная” художника Исаака Левитана. Картина эта нарисована пастелью в 1894 году. Очень красиво передана вода, хорошо изображены деревья, листья на них зеленые, кроны наклонены к реке. Картина очень красочная (И. Юнаева).

И. Левитан. Набережная. На озере Комо. 1894

 

Нужны ли вам экскурсии?

В конце курса проводилось анкетирование экспериментального класса. Дети отвечали на вопрос, нужны ли им экскурсии в музеи. Приведем некоторые ответы учащихся третьего класса на этот вопрос.

“Экскурсии нужны для того, чтобы узнавать новые картины и скульптуры” (В. Горностаева). “На экскурсиях мы узнаем, какие есть художники и какие картины. Нам очень нужны эти экскурсии. Я люблю ездить в Третьяковку. Это интересно и весело. Я узнала много о художниках” (Л. Ларина). “Экскурсии в Третьяковскую галерею нужны для того, чтобы мы, дети, могли ознакомиться с картинами. На картинах даже бывают нарисованы поэты и писатели, и дети их узнают” (М. Комлев).

А вот как дети ответили на вопрос, нравится ли им заниматься МХК.

“Да, так как на уроках МХК мы узнаем много нового про живопись, скульптуры и рисунки. Например, что скульптура — это изображение в объеме, а живопись рисуется красками на плоскости. Мы учимся описывать картины” (В. Калинин).

Итак, мы можем выделить общую основу для связи всех предметов образовательной области “Искусство”: формирование мировоззрения, а также общих понятий. В основу системы понятий должны быть положены: 1) понятия общеэстетические — эстетический идеал, художественный вкус; 2) понятия искусствоведческие — образ, объективное и субъективное в искусстве.

Интегрированный подход к преподаванию искусства выступает как условие эффективного функционирования системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла.

ЛИТЕРАТУРА

Законы вселенной и законы культуры // Педагогика искусства и интеграция: Материалы Международной конференции “Интеграция как методологический феномен художественного образования в изменяющейся России” (Москва, 29 января — 4 февраля 2001 г.). — М.: ИХО РАО, 2001.

Юсов Б.П. Современная концепция образовательной области “Искусство” // Виды искусств и их взаимодействие. Пособие для учителя. — М.: ИХО РАО, 2001.