Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Вечер в Таканава

Из серии “Достопримечательности
восточной столицы”

Андо Хиросигэ.
Вечер в Таканава.
Серия “Достопримечательности восточной столицы”.
1832–1834

 

Хиросигэ посвятил теме Эдо — восточной столицы Японии — пятьдесят больших серий, в том числе и первую, вышедшую в 1831 г., в которой он впервые выступил в роли пейзажиста. Ободренный успехом у городской публики, он в следующем году начал выпуск новой серии под названием “Достопримечательности восточной столицы”. Ее выход в свет продолжался в течение десяти лет. 1830-е годы — время сложения художественной манеры Хиросигэ-пейзажиста. В его творчестве формируется особый тип камерного, лирического пейзажа. В спокойных, ясных, уравновешенных композициях Хиросигэ стремился передать обаяние японской природы, рассказать о красоте морских бухт и парусных лодок.

Цветущие вишневые деревья в 3-м месяце на улице Готёмати в квартале Ёсивара.
Ок. 1835. Серия “Знаменитые виды Восточной столицы”

 

На ранних этапах творчества большое место в пейзажных композициях уделяется жанровым сценам, теме путешествий. Хиросигэ не чуждается обыденности, жизнь человека среди природы осознается им как путь к постижению ее души.

Цветущие вишни и вблизи Готэнями вечером.
Ок. 1831. Серия “Знаменитые виды Восточной столицы”

 

Введенное властями ограничение в передаче цвета, распространившееся на всех мастеров гравюры укиё-э, требовало от художников и печатников большой изощренности. Так, Хиросигэ варьировал в своих ранних пейзажах с видами Эдо в основном всего три цвета: красный (или бурый), синий и черный, изредка добавляя оттенки зеленого. Главную роль в цветовой нюансировке гравюр играл способ наложения красок бокаси, при котором печатник по указанию художника путем нажима и проглаживания бумаги, наложенной на доску, создавал тончайшие градации цвета, виртуозно добиваясь передачи атмосферных эффектов, переходных состояний погоды: заката, тумана или дождевой пелены, окутавшей землю. При этом гравюры Хиросигэ отличает особая живописность, не свойственная даже Хокусаю. Так, розовеющее у горизонта небо высветлялось в верхней части гравюры, а вода у берега окрашивалась в более темные тона.