Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Анна СОКОЛОВА,
член авторского коллектива УМК
“Мировая художественная культура. Древний мир”

 

Компьютер и художественная культура

В мае 2009 года в Санкт-Петербурге на базе Академии постдипломного педагогического образования прошла Всероссийская конференция, посвященная проблемам преподавания мировой художественной культуры. Ее отличительной особенностью стало повышенное внимание участников к вопросам использования информационных компьютерных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Интерес педагогов к инновационным разработкам в области компьютерного обеспечения образовательного процесса вполне объясним. Участники конференции в своих выступлениях обозначили некоторые общие моменты, объективно повлиявшие на необходимость активного внедрения ИКТ в образовательный процесс. Прежде всего это компьютеризация школ. Для современного поколения школьников компьютер — естественный и необходимый инструмент деятельности и источник информации. Кроме того, и школьная администрация все активнее использует для обеспечения ежедневного образовательного процесса общешкольные компьютерные сети, базы данных, системы учета и контроля.

Не менее важные факторы — потребность в расширении образовательного пространства, привлечении дополнительных информационных источников и трансформация социально-педагогических ролей. Учитель больше не воспринимается как приоритетный источник информации и тем более как носитель единственно правильной точки зрения. Современный ученик свободен в выборе информационных потоков, может легко обнаружить в виртуальном пространстве материалы, представляющие и обосновывающие иной, чем предлагаемый в школе, взгляд на проблему. Это вооружает его аргументами и помогает превратиться из “ученика слушающего и запоминающего” в собеседника, полноправного участника дискуссии, создает условия для реализации педагогической идеи ценностно-смыслового равенства как элемента развивающего обучения.

И, наконец, стоит иметь в виду вхождение России в общеевропейскую образовательную систему, требующее, с одной стороны, доступности качественного знания исходя из индивидуального запроса потребителя, с другой — универсальной системы тестирования и обмена информацией;

Эти объективные моменты, характерные для современной системы образования в целом, в полной мере коррелируют с потребностями гуманитарного образования. Не случайно в последнее время появилось большое количество всевозможных электронных изданий, призванных обеспечить преподавание курсов мировой художественной культуры, истории, литературы — от тематических энциклопедий до пособий и учебников.

Обсуждению электронных изданий, предлагаемых на рынке образовательных услуг, участники конференции уделили особое внимание. При том что появление такой продукции рассматривается педагогами как положительный фактор модернизации школьной жизни, позволяющий раздвинуть границы образовательного пространства, были отмечены и серьезные недостатки, присущие большинству предлагаемых электронных изданий. Выделим наиболее характерные черты этих ресурсов, вызвавшие критику современного творческого учителя.

Художественное оформление. Внешний вид многих электронных ресурсов и способ подачи визуального материала, содержащегося в них, не могут оказывать положительного воздействия на развитие эстетического вкуса учащихся. Особенно это касается качества изображений. Непрофессиональные компании, не имеющие возможности получить лицензированные изображения, ограничиваются “скачиванием” картинок низкого разрешения из Интернета, что приводит к искажениям, совершенно недопустимым для методического сопровождения предметов, содержанием которых является искусство.

Расхождение между формой и содержанием пособия. Зачастую выбранный способ подачи материала не отвечает заявленной педагогической задаче, оставаясь, по сути, электронной версией традиционного учебника либо компьютерной версией лекции педагога.

Несоответствие заявленного жанра пособия реальному продукту. Так, например, вместо учебного пособия педагогу чаще всего предлагается электронная энциклопедия, содержащая краткие информационно-иллюстративные материалы по разным темам. Конечно, сами по себе энциклопедии являются значительным подспорьем для учителя. Однако жанр учебного пособия предполагает как минимум методическое сопровождение: соответствующую методически выверенную логику работы с информацией, формы и методы организации материала, вопросы и задания и пр.

Выше речь шла в основном о технических просчетах, пути устранения которых представляются вполне отчетливо. Иное дело глубинные, сущностные характеристики пособий. К ним, по мнению участников обсуждения, есть два основных замечания.

Первое — отсутствие вариативности. Жесткость в подборе материала и способах его подачи очень ограничивают свободу творчества педагога, в том числе в области проектирования различных образовательных маршрутов и создания собственных учебных материалов. Подобная структура электронных пособий делает их малофункциональными.

Второе — невозможность организации самостоятельной активности учащихся. Большинство электронных изданий, позиционирующих себя как “интерактивные”, как правило, имеют тестовый характер, и реальная возможность инновационных исследовательских форм работы школьников предусмотрена в единичных случаях.

Вместе с тем приходится признать, что и сами учителя редко бывают готовы работать с интерактивным комплексом, предпочитая готовые “картинки”, сопровождающие лекционный материал.

Сказанное обусловливает потребность перемен в двух взаимосвязанных плоскостях — как со стороны исполнителя, так и со стороны потенциального потребителя электронной продукции.

Осознание культурно-образовательного развивающего потенциала современных мультимедийных пособий, их позиционирование как педагогического инструмента стимулирования творческой и исследовательской активности ученика, разработка индивидуальных образовательных маршрутов — непременное условие обновления школьного образования.

Одним из современных интерактивных пособий, презентация которого в ходе конференции вызвала большой интерес и не менее бурное обсуждение, стал Инновационный учебно-методический комплекс “Мировая художественная культура. Древний мир”, подготовленный Мультимедиа-студией “Март”.

Для создания пособия объединили свои усилия профессионалы разных областей — ученые, педагоги, искусствоведы, режиссеры программных решений, дизайнеры. Творческий коллектив, включающий сотрудников кафедры культурологического образования СПб АППО и компьютерных специалистов студии “Март”, работал в тесном контакте, что позволило найти наиболее эффективные электронные решения для поддержания авторского содержания и методических приемов, обеспечить разнообразные виды активности учащихся и педагога.

Учебно-методический комплекс “Мировая художественная культура. Древний мир” адресован одновременно и педагогам, и учащимся, что уже выделяет его из общего спектра компьютерной продукции. Способ организации электронных ресурсов и компьютерные инструменты, предназначенные для организации различных видов учебной деятельности, делают это пособие полифункциональным: его материалы могут быть эффективно использованы при изучении других предметов образовательной области “Искусство” (музыка, изобразительное искусство, краеведение), предметов гуманитарного цикла (литература, история).

Не останавливаясь подробно на описании УМК “Мировая художественная культура. Древний мир”, выделим его основные особенности. Важнейшая особенность — сочетание традиционных подходов и инновационных авторских методик, созданных на принципах личностно ориентированного обучения и направленных на создание условий для развития личности ребенка. Наиболее значимой из них является стратегия визуальной коммуникации — формирования зрительской культуры, способности “вступать в диалог” с объектами культуры и произведениями искусства. Проще говоря, пособие помогает учиться не только смотреть, но и видеть.

Специально для УМК разработана методика “исследования вещи” — методическая система, организующая исследование разнообразных артефактов. И, наконец, методика образовательных путешествий, в ходе которых ученики с помощью специально разработанных маршрутных листов осваивают культурное пространство музея и города. Еще раз подчеркнем: все лежащие в основе УМК инновационные методики ориентированы на реальную самостоятельную исследовательскую и творческую активность учащихся.

Еще одна отличительная особенность пособия — его комплексность. Его важнейшая составляющая — методические материалы для педагога: пособие на бумажной основе, содержащее “теорию”; модельные поурочные планы и сценарии занятий; описание способов организации учебной деятельности с использованием электронных ресурсов. Для ученика созданы “рабочие папки”, в которые входят маршруты образовательных путешествий в городском пространстве; материалы для исследовательской деятельности на экспозиции музеев; контрольные и тестовые задания. Электронная составляющая комплекса включает диск с базой компьютерных ресурсов, инструментами исследовательской и творческой активности.

В контексте сказанного наиболее новаторской является именно электронная составляющая пособия “Мировая художественная культура. Древний мир”. Для решения задач, диктуемых школе социумом, были разработаны особые компьютерные технологии, призванные поддержать авторские методики. Среди них запланированная избыточность материалов, что дает педагогу широкие возможности их комбинирования и использования в различных аспектах образовательной деятельности; поддержанная компьютерными ресурсами и инструментами возможность разработки педагогом индивидуальных образовательных маршрутов, создание собственных учебных материалов; использование компьютерных ресурсов для организации разнообразных форм деятельности в ходе урока исходя из педагогических задач; наличие специально созданных компьютерных инструментов для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся; органичное сочетание всех привычных для педагога возможностей работы с компьютерными ресурсами (отбор, выстраивание в определенную последовательность, демонстрация) с дополнительными функциями, позволяющими создавать собственные ресурсы более сложного порядка (обработка изображений и звука, составление гипертекстов и фонограмм, создание сравнений и сценариев урока и т.д.), технологичность и простота работы с электронной составляющей.

Сказанное позволяет обсуждать учебно-методический комплекс “Мировая художественная культура. Древний мир” как действительно инновационное полифункциональное пособие, отвечающее запросам современного гуманитарного образования, ориентированного на активное использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что именно профессионально созданные библиотеки ресурсов высокого качества и инструменты деятельности для педагогов и учащихся определяют сегодня тенденцию развития информационных компьютерных технологий для системы образования.