Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Две мельницы

Якоб ван Рейсдаль
Две мельницы
1650–1655. Национальная галерея, Лондон

 

Арнольд Хаубракен сообщает в своих “Записках”: “Якоб Рейсдаль писал отечественные и иностранные виды, главным образом такие, в которых вода падает со скалы на скалу и с шумом рассыпается на мелкие брызги. Он умел так естественно, нежно и прозрачно изображать воду, вскипающую и пенящуюся от сильного падения на скалы, что она казалась натуральной”.

Рейсдаль тщательно изучал картины своего современника Аларта ван Эвердингена, путешествовавшего по Скандинавии и изображавшего дикие романтические картины с пенящимися водопадами, стремительно несущимися в горных ущельях среди скал, на которых тревожно темнели лиственницы и сосны.

Водопад. 1665–1670. Государственные
художественные собрания, Кассель, Германия

 

Эта картина Рейсдаля построена на контрастах: крепкий, могучий каменный фундамент старой мельницы и пенящийся поток воды, старое, узловатое, ветвистое дерево и клубящиеся облака, несущиеся в небе, маленькая фигурка человека, сидящего на ступенях каменной лестницы, и могучий ствол дерева, будто преграждающий дорогу потоку воды.

Водопад среди скал. 1660–1670.
Национальная галерея, Лондон

 

Это одна из самых утонченных картин раннего Рейсдаля. Тепло-красные крыши, освещенные лучами солнца, желтовато-коричневые участки строений, красноватые рефлексы на камнях фундамента, синевато-зеленые дали – все придает этой сцене поэтическое настроение и все указывает на недолговечность этой идиллии.

Картина будто иллюстрирует известное стихотворение Яна Лейкина, одного из ведущих нидерландских поэтов XVII века:

Сну подобно бытие –
Мчится, как вода в ручье.
Кто возропщет на сие,
Чей могучий гений?
Люди тратят годы, дни
На восторги, но взгляни –
Что приобрели они,
Кроме сновидений?