|
АРТ-ГАЛЕРЕЯ
Лев ДЬЯКОВ
Две мельницыЯкоб ван Рейсдаль
Арнольд Хаубракен сообщает в своих “Записках”: “Якоб Рейсдаль писал отечественные и иностранные виды, главным образом такие, в которых вода падает со скалы на скалу и с шумом рассыпается на мелкие брызги. Он умел так естественно, нежно и прозрачно изображать воду, вскипающую и пенящуюся от сильного падения на скалы, что она казалась натуральной”. Рейсдаль тщательно изучал картины своего современника Аларта ван Эвердингена, путешествовавшего по Скандинавии и изображавшего дикие романтические картины с пенящимися водопадами, стремительно несущимися в горных ущельях среди скал, на которых тревожно темнели лиственницы и сосны. Водопад. 1665–1670. Государственные
Эта картина Рейсдаля построена на контрастах: крепкий, могучий каменный фундамент старой мельницы и пенящийся поток воды, старое, узловатое, ветвистое дерево и клубящиеся облака, несущиеся в небе, маленькая фигурка человека, сидящего на ступенях каменной лестницы, и могучий ствол дерева, будто преграждающий дорогу потоку воды. Водопад среди скал. 1660–1670.
Это одна из самых утонченных картин раннего Рейсдаля. Тепло-красные крыши, освещенные лучами солнца, желтовато-коричневые участки строений, красноватые рефлексы на камнях фундамента, синевато-зеленые дали – все придает этой сцене поэтическое настроение и все указывает на недолговечность этой идиллии. Картина будто иллюстрирует известное стихотворение Яна Лейкина, одного из ведущих нидерландских поэтов XVII века:
|