Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Пейзаж с руинами замка и церковью

Якоб ван Рейсдаль
Пейзаж с руинами замка и церковью
1665–1670. Национальная галерея, Лондон

 

К этой картине вполне применимы слова Фромантена: “Рейсдаль рассматривает громадный небесный свод, закругляющийся над полями, как реальный, плотный и устойчивый потолок для своих картин. Он его сгибает, развертывает, измеряет, определяет его валёры по отношению к пятнам света, разбросанным по земной поверхности, моделирует большие поверхности неба, словом, пишет небо как первостепенной важности кусок картины. Он открывает в небе узоры, повторяющие узоры земли, располагает на нем пятна, изливает с него свет на землю, но само небо освещает только при необходимости... Любая картина Рейсдаля — словно высказанная мысль, высокая и благородная, словно сильная, крепко построенная речь”.

А. ван де Вельде. Семейный портрет в пейзаже.
1660. Рейксмузеум, Амстердам

 

Пшеничные поля. 1670-е. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

Дорога через поля у Зейдер-Зе.
1660–1662. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

 

Луч солнца. 1682. Лувр, Париж

 

Рейсдаля недаром называли поэтом-мечтателем. Перед нами романтическое произведение, исполненное тонкой меланхолии. Справа на переднем плане видны руины древнего замка, освещенные последними лучами заходящего солнца и отражающиеся в пруду с плавающими лебедями. Руины эти покрыты буйной растительностью, здесь бродит стадо пасущихся овец. Слева изображены довольно крупным планом две человеческие фигуры — редчайший случай у Рейсдаля (считается, что фигуры пастухов и овец написаны Адрианом ван де Вельде). Мотив этот вносит в картину идиллическое настроение. И в то же время громадные, гармонически чередующиеся, освещенные и затененные пятна придают всему этому замечательному ландшафту эпический настрой.