Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Вид Харлема

Якоб ван Рейсдаль
Вид Харлема
Около 1670. Рейксмузеум, Амстердам

 

Это полотно является, возможно, авторской репликой знаменитой картины Рейсдаля “Вид Харлема с белильнями”, находящейся в Королевском кабинете живописи Маурицхёйс в Гааге.

Перед нами не только “панорама”, что в изобилии появляются в это время, но и изображение одного из главнейших центров страны. Недавно изданная у нас книга И. Хёйзинги “Культура Нидерландов в XVII веке” точно определяет значение этих “центров”: “Счастливое распределение торговли и благосостояния позволило большому количеству независимых центров каждому на свой лад стать очагами культуры. Ничто не свидетельствует об этом так ясно, как то, что каждый из этих городов создал свою школу живописи. Во всех этих городах существовали латинские школы. Все они были причастны гуманистической учености и вкусам, которые духовно возвышали города и превращали их в плодородную почву для культуры своего времени... В грандиозном деле создания новых художественных форм и выражения нового духа патриции и представители образованных профессий — правоведы, врачи, духовные лица — работали рука об руку почти в братском сотрудничестве...

Пейзаж с видом Харлема. 1670–1675. Городской музей, Берлин

 

Наша живопись обрела свое право на существование благодаря богатству и жизнелюбию процветающих кругов бюргерства. В этих кругах находила она свое вдохновение, своих защитников и заказчиков. Это не были крупные меценаты, но безграничное число любителей искусства. Картины можно было видеть повсюду: в ратуше, в гильдии стрелков, в сиротском приюте, в конторе, в зале патрицианского дома, в гостиной бюргера, в хижине крестьянина...

Вид Харлема. 1660

 

Но дух времени устремлялся к иной красоте, чем та, которую художник видел перед своими глазами, к чужеродному и возвышенному либо к причудливо романтическому. От Рейсдаля не столь требовали тихих, светлых пейзажей, сколько романтических эффектов со скалами и ручьями”.

И творчество великого Рейсдаля, его романтические устремления, удивительным образом совпадали со вкусами образованного общества того времени.