Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ХОКУСАЙ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

В морских волнах у Канагава
(Большая волна)

Гравюра из серии
«Тридцать шесть видов Фудзи»

В МОРСКИХ ВОЛНАХ У КАНАГАВА (БОЛЬШАЯ ВОЛНА)

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ
В МОРСКИХ ВОЛНАХ У КАНАГАВА (БОЛЬШАЯ ВОЛНА)
Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»
1823–1831. Цветная ксилография

Многоцветные, напоминающие яркостью и сочностью тонов живопись, гравюры серии «Тридцать шесть видов Фудзи» принадлежат к лучшим творениям Хокусая. Они рассказывают о красоте японской природы, символом которой является гора Фудзияма. При всем разнообразии и неповторимости сюжетов серии два мотива остаются во всех листах неизменными — люди, поглощенные своим повседневным трудом, и далекий вулкан, воплощающий в себе идеальный образ Японии.

О мощи природы и силе ее стихий повествует лист «Большая волна». Его красота в предельной ясности и выразительной силе как бы приближенных к нам образов. В данной композиции представлен вид горы, просматриваемой сквозь волны открытого моря близ побережья в префектуре Канагава. Величественный и грозный изгиб волны, которая вот-вот обрушится на головы моряков, сидящих в своих узких лодочках, создает живое ощущение стихийной мощи, против которой люди кажутся бессильными. Однако непобедимая сила жизни ощущается в действиях людей, бесстрашно устремляющихся навстречу стихии, равно как в спокойной ясности силуэта Фудзи, властно заявляющем о своем присутствии.

Внутренний конфликт противоречивых сил не приобретает в гравюре Хокусая трагического оттенка и благодаря ясности линий и мощи красочных тонов разрешается ощущением совершенной красоты мироздания.