Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ХОКУСАЙ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Суримоно «Женщина
с вязанкой хвороста»

ЖЕНЩИНА С ВЯЗАНКОЙ ХВОРОСТА

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ
ЖЕНЩИНА С ВЯЗАНКОЙ ХВОРОСТА
Около 1806–1815. Цветная ксилография

Поздравительные гравюры суримоно создавались по заказу частных коллекционеров к праздникам или особым событиям в жизни человека, которому они предназначались. Такими событиями могли быть новогодние торжества, дни рождения, повышение в должности, свадебная церемония.

Суримоно — один из самых популярных в городской среде видов японской ксилографии. Тесно связанный с народными верованиями, мифологическими представлениями, с системой намеков, принятых в кругу интеллигентных людей при общении между собой, суримоно говорило о предмете не прямо, а путем сложных и порой весьма отдаленных ассоциаций. Суримоно, как правило, создавалось художниками, поэтами, образованными людьми. Для них применялись особые изысканные краски и сорта плотной мягкой бумаги.

Подчас суримоно обращалось к древним литературным образам или к народной поэзии. Так, на небольшом листе суримоно «Женщина с вязанкой хвороста» Хокусай представил целую новеллу. Через фигуру молодой женщины, несущей на голове вязанку хвороста, он поведал людям о надвигающихся новогодних празднествах, холодных ветрах на улице и домашнем тепле, хотя в гравюре он не показал ни признаков зимы, ни новогодних приготовлений. Он лишь намеком напомнил людям о деревенском обычае в первые дни нового года отправлять в город девушек для продажи хвороста горожанам, чтобы им жилось тепло и уютно.

Сама юная селянка одета в праздничное кимоно, а ее вязанка хвороста перевязана яркой лентой. Трехстишье, сопровождающее изображение, дополняет художественный образ, рассказывает о деревенской красавице — дарительнице тепла и радости:

Фигура тонкая, как ива,
В тумане мягком
Может раствориться.