ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Филиалы
Государственного
Исторического музея
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
(филиал ГИМ с 1928 г.)
Покровский собор на Красной площади,
более известный как храм Василия Блаженного, –
символ Москвы. Его силуэт узнаваем во всем мире
из-за необычности архитектурной композиции:
девять церквей на едином основании и
неповторимое покрытие глав.
Храм Покрова на рву построен по
приказу царя Ивана Грозного и по благословению
митрополита Макария как собор-памятник победы
над Казанским ханством, и большинство его
церквей освящены в память событий этого похода.
Икона «Василий Блаженный». Конец
XVI в.
Имена зодчих собора Бармы и Постника
обнаружены в конце XIX в. в рукописном сборнике
XVII в.: «...и дарова ему [Ивану Грозному] дву
мастеров русских по реклу [прозвищу] Постника и
Барму, быша премудри и удобни таковому чудному
делу».
В 1918 г. Покровский собор одним из
первых был взят государством под охрану как
памятник национального и мирового значения. С
1923 г. он открыт для посетителей как
историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г.
в церкви Св. Василия Блаженного проводились
богослужения.
Ф. Гильфердинг. Красная площадь
1770. Государственный Исторический музей, Москва
С 1920-х гг. начались
научно-реставрационные исследования, благодаря
которым стало возможным восстановление
первоначального облика собора и воссоздание
интерьеров в отдельных церквах. В 1960-е гг. во
время реставрационных работ открыли
храмозданную летопись, в которой строители
указали точную дату завершения строительства
собора – 12 июля 1561 г. (Петров день) (см. также
«Искусство» № 5/2008).
НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
(филиал ГИМ с 1934 г.)
Новодевичий монастырь в Хамовниках, на
так называемом Девичьем поле, был основан
в память отвоевания Смоленска у литовцев
Василием III в 1514 г. и построен на том
месте, где Василий, возвращаясь из успешного
похода, переправился через реку и заложил
деревянную церковь. Годом основания считается
1525 г., когда икону Смоленской Божьей Матери
(«список») – чудотворную заступницу русского
войска перенесли с крестным ходом
в монастырскую соборную церковь. С тех пор эту
женскую православную обитель называют также
Новодевичьей Богородице-Смоленской («ново»,
чтобы отличать ее от Стародевичьего
Вознесенского монастыря, ныне не существующего,
в Кремле). Кроме этого монастырь как крепость
защищал Москву с юга, поэтому в его истории много
героических и драматических эпизодов.
Сергий Рожков. Икона «Рождество
Христово». 1685
После закрытия Новодевичьего
монастыря в 1922 г. в его стенах был открыт музей.
В собрании музея коллекции
древнерусской живописи, тканей XVI–XX вв.,
изделий из драгоценных металлов и камней,
библиотеки рукописных и старопечатных книг.
Ризница монастыря пополнялась за счет
многочисленных вкладов частных лиц и наследства
знатных монахинь. Учитывая, что в XVI–XVII вв.
монастырь занимал особое привилегированное
положение, над вкладными иконами, богослужебными
предметами и облачениями трудились лучшие
художники, ювелиры, вышивальщицы.
Новодевичий монастырь. 1525. Москва
Интересную часть музейного собрания
составляют предметы с вкладными надписями. Среди
имен вкладчиков – Иван Грозный, его невестка
Ульяна Удельная, царевна Софья Алексеевна,
Петр I, боярин Б.М. Хитрово, игуменья Палладия
Дурова и многие другие исторические личности.
ПАЛАТЫ В ЗАРЯДЬЕ (ДОМ БОЯР РОМАНОВЫХ)
(филиал ГИМ с 1932 г.)
Палаты в Зарядье на улице Варварка –
редкий образец гражданского зодчества
средневековой Руси. Это своеобразное по
архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной
кровлей трехэтажное здание, каждый этаж которого
по мере подъема в высоту уменьшается в размере.
Находятся палаты на территории старинной
городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в.
боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду
царя Михаила Романова.
А. Мартынов. Вид Палат бояр Романовых
со стороны двора. 1858
В 1631 г. Палаты вместе с усадьбой были
пожалованы царем Михаилом Романовым вновь
основанному Знаменскому монастырю.
При пожаре 1668 г. Палаты сильно
пострадали и в 1674 г. были разобраны до подвала,
а потом отстроены мастером Мелетием Алексеевым
«со товарищи».
Неизвестный художник. Палаты бояр
Романовых
на Варварке. Середина XIX в.
Архитектор Ф.Ф. Рихтер. Проект
оформления интерьеров
Палат бояр Романовых. 1858
С 1857 г. здание стало использоваться как
исторический памятник. В это время Ф.Ф. Рихтер (см.
с. 13–14) провел ремонтно-реставрационные работы в
«Доме бояр Романовых», за что был удостоен ордена
Св. Владимира III степени. В 1917 г. палаты стали
называться «Музеем боярского быта».
По материалам сайта ГИМ и книги Г.
Шуцкой «Палаты бояр Романовых». М., 2006
|