Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 

Наталия КАРГАПОЛОВА

 

Театрально-декорационное
искусство

Общественно-эстетические потребности второй половины XIX — начала XX в. отражались в концептуальных решениях оформления театральных «исторических спектаклей». При петербургских и московских театрах состояли официальные консультанты по вопросам истории. В Москве это был сотрудник Исторического музея В.И.Сизов, помощник И.Е.Забелина, в Петербурге — К.Д.Чичагов. «Эти почтенные и скромные ученые немало оказали пользы не только своими прямыми познаниями, но и также своим отрезвляющим влиянием, которое они, как люди серьезные, люди науки, оказывали на всегда увлекающихся и витающих в мире фантазии художников», — писал директор Императорских театров В.А.Теляковский.

Н. Гончарова. Царский дворец. Эскиз декорации к опере-балету Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» 1914. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

Н. Гончарова. Царский дворец.
Эскиз декорации к опере-балету Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

1914. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина

 

Отчеты Исторического музея пестрят сообщениями о визитах в музей и консультациях у его сотрудников режиссеров, художников, артистов — они стремились более точно воссоздать на сцене образы и картины прошлого, напитаться ощущением времени.

Постоянное обращение к историческому наследию свидетельствовало о готовности театральных художников так интерпретировать сюжет, чтобы он, будучи плодом воображения, оставался исторически правдоподобным.

Ярким примером поисков нового решения оформления театральных постановок является творчество В.А.Симова, Ф.Ф.Федоровского, А.Я.Головина, Н.С.Гончаровой. Работы Головина и Гончаровой, кроме того, повлияли и на развитие мирового декорационного искусства.

Театральный художник, декоратор Московской частной русской оперы, один из основоположников МХТ В.А.Симов с конца 1890-х и до 1915 г. постоянно работал в музее. Его внимание привлекли памятники XVI–XVII вв., зарисованные им для декорации спектаклей «Царь Федор Иоаннович», «Царская невеста», «Русалка», а также бытовые вещи, костюмы, иллюстрации П.М. Боклевского к произведениям Н.В.Гоголя — для постановки «Женитьбы» в Московском драматическом театре.

В. Симов. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Гроза». 1915. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

В. Симов. Эскиз декорации к драме А.Н. Островского «Гроза»
1915. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва

 

А.Я.Головин начал работать в Историческом музее в 1899 г. в связи с постановкой оперы А.Н.Корещенко «Ледяной дом» (1900) в Большом театре. «Когда последовало предложение оформлять оперу… я испытал чувство крайней неуверенности в своих силах… Мне казалось, что я берусь за непосильное дело и лучше всего будет, если я от него откажусь, пока не поздно».

Эта театральная постановка раскрыла его удивительный талант художника и решила его творческую судьбу. На следующий год последовала постановка оперы «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова, работа над которой вновь привела Головина в стены Исторического музея. Как отмечали современники, исторические декорации художника удивительны по силе эмоционального воздействия и подлинному историзму — он не ограничивается созданием исторически достоверного костюма и декорации, он ищет типаж, характер. «Лишь у Сурикова можно найти такую ясность исторического взгляда, такое чуткое понимание прошлого, какое обнаружилось в этих созданиях Головина», — писал исследователь творчества художника.

А. Головин. Эскизы декорации и костюмов к опере А. Корещенко «Ледяной дом». 1900

А. Головин. Эскизы декорации и костюмов
к опере А. Корещенко «Ледяной дом».
1900

 

Н.С.Гончарова начала свою театрально-оформительскую деятельность в частной студии К. Крафта в Москве. В 1913 г. С.П.Дягилев по совету А.Н.Бенуа заказал ей оформление балета «Золотой петушок» на музыку Н.А.Римского-Корсакова для «Русских сезонов» в Париже. Когда художница начала работать у Дягилева, она уже была признанным лидером русского авангарда. На первом представлении спектакля, увидев открывшийся занавес, ошарашенная парижская публика бурно и восторженно аплодировала. Декорационное решение спектакля стало новым словом в оформлении театральных постановок и, по словам автора, «создавало психологически и зрительно полное театральное единство». Полагаясь на свое знание народного искусства и любовь к нему, Гончарова превратила сцену в искрящуюся феерию, которая сочетанием красных, оранжевых и желтых красок, искаженной перспективой напоминала о балагане, ярмарке, цирке.

По словам критики, своеобразные гончаровские балеты, представляли «новую московскую культуру», в которой видна ориентация на возврат к прошлому России, к отражению православных народных обрядов. Художница считала традиционное искусство решающим фактором в обновлении русской культуры. Старинные вышивки, народные лубочные картинки, каменные «бабы», идолы, иконы, прориси и другие памятники из Исторического музея, в котором художница занималась в 1910–1914 гг., служили сокровищницей, откуда она черпала богатейший материал для своего творчества.

Лауреат государственных премий, оформитель грандиозных исторических постановок в Большом театре Ф.Ф. Федоровский разрабатывал героико-эпические темы, опираясь на народное искусство. Окончив декорационное отделение Строгановского училища, он с 1908 г. копировал в музее исторические костюмы, изучал кавказские древности, готовя декорации к спектаклям Частной оперы С.И. Зимина.

Молодого художника К.Ф.Юона привела в музей любовь к русской архитектуре, декоративности и красочности предметов народного быта, которыми он был увлечен еще со студенческих лет. Здесь он встречался с И.Е.Забелиным и В.М.Васнецовым. Юон срисовывал в музее бытовые предметы «преимущественно железного дела», а в 1912 г. в связи с приглашением С.П.Дягилева оформлять оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов» для «Русских сезонов» подбирал в музее исторический материал для декораций спектакля.

ЛИТЕРАТУРА

Бенуа А.Н. История живописи в XIX веке. Т.4. Русская живопись. — СПб., 1902.

Бенуа А.Н. Художественные письма. 1908–1917. — СПб., 2006. Т. I.

Гофман И. Александр Головин. — М., 1981.