ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Наталия КАРГАПОЛОВА
Книжная и миниатюрная графика
За 125 лет ГИМ
собрал около 31 тыс. письменных источников, среди
которых греческие папирусы, берестяные грамоты,
славянские рукописи, печатные кириллические
книги, грамоты высших церковных иерархов и
монастырские свитки.
Мстиславово Евангелие
Миниатюра с изображением апостола XII в.
Лицевой летописный свод Ивана
Грозного, четьи минеи митрополита Макария,
Мстиславово Евангелие, «Апостол» и другие,
известные с уроков истории издания, дополняет
Букварь Кариона Истомина, работавшего на
Московском Печатном Дворе писцом, чтецом
(корректором), справщиком (редактором) и
издателем. Кроме этого он преподавал греческий и
латинский языки в типографской школе и писал
стихи.
«Апостол» Ивана Федорова и Петра
Тимофеева Мстиславца
1564
Истомин создал несколько книг для
обучения детей царя Алексей Михайловича (в том
числе и юного Петра I). «Букварь в лицах», т.е.
лицевой (иллюстрированный), сначала был
рукописным, расписанным золотом и красками. Один
такой экземпляр автор поднес царице Наталии
Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея,
другой получили дочери царя Иоанна Алексеевича.
Всего в букваре более 400 рисунков.
Заканчивается каждая страница стихами, в которых
называются предметы на нужную букву. Например,
стихи на букву «К» звучат так:
Киты суть в морях, кипарис на суше,
юный, отверзай в разум твои уши.
В колесницу сядь, копием борися,
конем поезжай, ключом отоприся.
Кроме животных, растений и предметов
быта, известных каждому ребенку (делва – бочка;
ширинка – платок, скатерть; шишак – шлем; мрежа –
рыболовная сеть; кокоша – курица-наседка и др.), в
«Букваре» представлены заморские растения и
животные (виноград, слон, кипарис, лев и др.). А
также сказочные, мифологические, библейские
существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр,
Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.); люди разных
профессий; части света (Америка, Африка, Азия);
предметы богослужения.
«Букварь» Кариона Истомина. 1963
Книга «Древности Российского
государства», изданная по повелению императора
Николая I проиллюстрирована 508
хромолитографированными таблицами с
изображением предметов древнерусского
искусства. Рисунки в акварельной технике
выполнены художником и археологом Ф.Г.Солнцевым.
На рубеже XIX–XX вв. многие известные
художники были вовлечены в культуру книжных
изданий, посвященных исторической тематике.
Примером счастливого сочетания
научности и искусства оформления считается
книга Н.И.Кутепова «Великокняжеская и царская
охота на Руси» (СПб., 1895–1911). Во время подготовки
своего труда Кутепов, заведующий хозяйственной
частью императорской охоты, неоднократно
обращался в музей к И.Е.Забелину как к знатоку
истории царского быта. Текст «Охоты» изобилует
публикациями документов и историческими
подробностями, охватывающими одиннадцать веков.
Н.И. Кутепов «Великокняжеская и
царская охота на Руси»
1895–1911
Исключительность издания состоит и в
том, что иллюстрировали книгу такие мастера, как
И.Е.Репин, В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Н.С.Самокиш,
В.А.Серов, В.И.Суриков, Е.Е.Лансере, К.В. Лебедев. В
1914 г. на международной выставке печатного дела
и графики в Лейпциге «Великокняжеская и царская
охота» Н.И. утепова представляла искусство
российской книги.
Шедеврами книжного искусства являются
хранящиеся в Историческом музее произведения
И.Г.Блинова, самобытного создателя и
иллюстратора лицевых рукописных книг. В наши дни
его имя приобретает все большую известность.
Родом из старообрядческой крестьянской семьи
Нижегородской губернии, художник с детства был
воспитан на благоговейном отношении к книге.
Блинов рано начал украшать и переписывать
древние книги как для коллекционеров из среды
старообрядцев, так и для крестьян. С приездом в
Москву в 1900 г. началось его знакомство с
книжным собранием Исторического музея.
Книга «Древности Российского
государства». 1846–1853
После 1917 г. Иван Григорьевич работал по
заказам отдела рукописей музея, создав целый
цикл миниатюр к древнерусским повестям. Художник
был не только иллюстратором, но и превосходным
каллиграфом. Он владел всеми типами письма,
которые встречаются в древних рукописях. В
1919 г. Блинов входил в состав Ученой комиссии
музея.
|