Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Иркутский музей в Москве

На мужском портрете (1883) кисти В.П. Худоярова перед нами умный, интеллигентный, серьезный, просвещенный человек, словно озаренный каким-то внутренним светом. Таким и был В.П.Сукачев — блестящий знаток Сибирского края, городской голова, меценат, собравший отличную коллекцию русского искусства. В 1879 г. он начал строить усадебный комплекс, в который вошла и его картинная галерея с произведениями известных русских художников — около 100 картин. С течением времени галерея пополнялась и в 1920 г. превратилась в Иркутский научный музей, с 1937 — Иркутский областной художественный музей, который в 1989 г. стал называться именем его основателя. И вновь, благодаря проекту «Золотая карта России», зрителям предоставилась возможность познакомиться с лучшими экспонатами этого музея на выставке «Русское искусство XVII — начала XX века» (из собрания Иркутского областного историко-художественного музея им. В.П.Сукачева).

В. Ермолаева. Портрет неизвестной. 1910-е

В. Ермолаева. Портрет неизвестной. 1910-е

Компактная продуманная композиция состоит из двух разделов: иконы и картины. Небольшой раздел иконописи посвящен красочной, самобытной сибирской иконе, испытавшей влияние северных писем и южнорусской иконописной школы. Вот икона «Иоанн Предтеча» (XVII в.), изощренная по технике, необычная по иконографии: Иоанн Креститель изображен как ангел пустыни. Согласно Евангелию, он предстает в одеждах из верблюжьего волоса, но с короной на голове.

Иоанн Предтеча. XVII в.

Иоанн Предтеча. XVII в.

Больше всего на выставке икон XVIII в., в которых ощущается влияние южнорусской иконописи и используются барочные элементы. А в иконе «Благовещение» (1790) прослеживается и явное воздействие западноевропейского искусства — перспективное решение, архитектурный фон. Самая эффектная — большая икона «Спас Нерукотворный» с историей образа. Как своеобразно сочетаются в ней барочные картуши клейм в западноевропейской манере с традиционными приемами письма! А две деревянные расписанные скульптуры, «Богоматерь» и «Иоанн Богослов» (XVIII в.), по сравнению с иконами более лаконичные, сдержанные.

Богоматерь и Иоанн Богослов, предстоящие к Распятию. XVIII век

Богоматерь и Иоанн Богослов, предстоящие к Распятию. XVIII век

Во втором разделе выставки доминируют портреты, начиная с парсун XVIII в. («Ермак») и кончая портретом Б.М.Кустодиева. На портретах знаменитых и неизвестных художников — представители разных сословий: роскошный «Портрет императрицы Марии Федоровны» К.Е.Маковского соседствует с шедевром И. Репина «Нищая» (1874), написанным во Франции. Один из лучших на выставке — «Портрет мальчика с гармошкой» (1870) М.А.Кудрявцева, талантливого сибирского художника, умершего в 25 лет от чахотки. Самый фантасмагоричный, остроумный и одновременно жутковатый — «Портрет моего дяди» (1910) Д.Д.Бурлюка в кубофутуристическом, «протосюрреалистическом» стиле, с разъятым, препарированным лицом. Рядом — острый, гротескный «Портрет неизвестной» (1910) В.М.Ермолаевой, художницы с трагической судьбой.

И. Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль 1874

И. Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль 1874

 

Д. Бурлюк. Портрет моего дяди. 1910-е

Д. Бурлюк. Портрет моего дяди. 1910-е

 

Неизвестный художник. Портрет Ермака. XVIII в.

Неизвестный художник. Портрет Ермака. XVIII в.

Открытием для зрителей стали два холста ученика Филонова, иркутского художника А.П.Жибинова, «Автопортрет» и «Красная армия» (1931). «Красная армия» — огромный холст, сплошь заполненный живописными элементами в духе «аналитической живописи» Филонова: глумливые, злые профили, крупные и мелкие, ряды красноармейцев, громоздящиеся друг на друга элементы, сплетающиеся в причудливый водоворот. Правда, в этом полотне не хватает мощного эмоционального накала холстов Филонова.

А. Жибинов. Красная армия. 1931

А. Жибинов. Красная армия. 1931

«Портрет (Композиция)» (1916) Л.С.Поповой создан в счастливый период ее жизни, когда она достигла профессиональной зрелости, Художница участвовала в знаменитой выставке «Бубновый валет», в выставке «Супремос», тесно общалась с авангардистами — Богуславской, Пуни, Малевичем. В этом небольшом портрете ощущается, как она открывает новые возможности формообразования, выявляет в геометрических, пластических единицах их конструктивную основу. Получился странный «портрет-структура», образованный из ребристых плоскостей, треугольников, трапеций, цилиндров.

Организаторы выставки разработали удачную концепцию, не стремясь при этом удивить москвичей очередной «мини-Третьяковкой». Раздел «Иконопись» знакомит со своеобразными сибирскими иконами, поступившими из иркутских монастырей. В живописном разделе выставки демонстрируется восемь картин, попавших в музей в 1920 г. из галереи В.П.Сукачева. Тактично подчеркнуты на выставке иные источники поступления, прежде всего из других музеев, такие, как прелестный «Прудик» (1881) А.А.Киселева, «Портрет неизвестного» Ротари из ГТГ.

В настоящее время в собрании Иркутского музея более 22 тысяч произведений русского, западноевропейского и восточного искусства. На выставке представлено около 70 работ.