НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Иркутский музей в Москве
На мужском
портрете (1883) кисти В.П. Худоярова перед нами
умный, интеллигентный, серьезный, просвещенный
человек, словно озаренный каким-то внутренним
светом. Таким и был В.П.Сукачев — блестящий
знаток Сибирского края, городской голова,
меценат, собравший отличную коллекцию русского
искусства. В 1879 г. он начал строить усадебный
комплекс, в который вошла и его картинная галерея
с произведениями известных русских художников —
около 100 картин. С течением времени галерея
пополнялась и в 1920 г. превратилась в Иркутский
научный музей, с 1937 — Иркутский областной
художественный музей, который в 1989 г. стал
называться именем его основателя. И вновь,
благодаря проекту «Золотая карта России»,
зрителям предоставилась возможность
познакомиться с лучшими экспонатами этого музея
на выставке «Русское искусство XVII — начала XX
века» (из собрания Иркутского областного
историко-художественного музея им. В.П.Сукачева).
В. Ермолаева. Портрет неизвестной. 1910-е
Компактная продуманная композиция
состоит из двух разделов: иконы и картины.
Небольшой раздел иконописи посвящен красочной,
самобытной сибирской иконе, испытавшей влияние
северных писем и южнорусской иконописной школы.
Вот икона «Иоанн Предтеча» (XVII в.), изощренная по
технике, необычная по иконографии: Иоанн
Креститель изображен как ангел пустыни. Согласно
Евангелию, он предстает в одеждах из верблюжьего
волоса, но с короной на голове.
Иоанн Предтеча. XVII в.
Больше всего на выставке икон XVIII в.,
в которых ощущается влияние южнорусской
иконописи и используются барочные элементы. А в
иконе «Благовещение» (1790) прослеживается и явное
воздействие западноевропейского искусства —
перспективное решение, архитектурный фон. Самая
эффектная — большая икона «Спас Нерукотворный»
с историей образа. Как своеобразно сочетаются в
ней барочные картуши клейм в западноевропейской
манере с традиционными приемами письма! А две
деревянные расписанные скульптуры, «Богоматерь»
и «Иоанн Богослов» (XVIII в.), по сравнению с иконами
более лаконичные, сдержанные.
Богоматерь и Иоанн Богослов,
предстоящие к Распятию. XVIII век
Во втором разделе выставки доминируют
портреты, начиная с парсун XVIII в. («Ермак») и
кончая портретом Б.М.Кустодиева. На портретах
знаменитых и неизвестных художников —
представители разных сословий: роскошный
«Портрет императрицы Марии Федоровны»
К.Е.Маковского соседствует с шедевром И. Репина
«Нищая» (1874), написанным во Франции. Один из
лучших на выставке — «Портрет мальчика с
гармошкой» (1870) М.А.Кудрявцева, талантливого
сибирского художника, умершего в 25 лет от
чахотки. Самый фантасмагоричный, остроумный и
одновременно жутковатый — «Портрет моего дяди»
(1910) Д.Д.Бурлюка в кубофутуристическом,
«протосюрреалистическом» стиле, с разъятым,
препарированным лицом. Рядом — острый,
гротескный «Портрет неизвестной» (1910)
В.М.Ермолаевой, художницы с трагической судьбой.
И. Репин. Нищая (Девочка-рыбачка). Вёль 1874
Д. Бурлюк. Портрет моего дяди. 1910-е
Неизвестный художник. Портрет Ермака.
XVIII в.
Открытием для зрителей стали два
холста ученика Филонова, иркутского художника
А.П.Жибинова, «Автопортрет» и «Красная армия»
(1931). «Красная армия» — огромный холст, сплошь
заполненный живописными элементами в духе
«аналитической живописи» Филонова: глумливые,
злые профили, крупные и мелкие, ряды
красноармейцев, громоздящиеся друг на друга
элементы, сплетающиеся в причудливый водоворот.
Правда, в этом полотне не хватает мощного
эмоционального накала холстов Филонова.
А. Жибинов. Красная армия. 1931
«Портрет (Композиция)» (1916) Л.С.Поповой
создан в счастливый период ее жизни, когда она
достигла профессиональной зрелости, Художница
участвовала в знаменитой выставке «Бубновый
валет», в выставке «Супремос», тесно общалась с
авангардистами — Богуславской, Пуни, Малевичем.
В этом небольшом портрете ощущается, как она
открывает новые возможности формообразования,
выявляет в геометрических, пластических
единицах их конструктивную основу. Получился
странный «портрет-структура», образованный из
ребристых плоскостей, треугольников, трапеций,
цилиндров.
Организаторы выставки разработали
удачную концепцию, не стремясь при этом удивить
москвичей очередной «мини-Третьяковкой». Раздел
«Иконопись» знакомит со своеобразными
сибирскими иконами, поступившими из иркутских
монастырей. В живописном разделе выставки
демонстрируется восемь картин, попавших в музей
в 1920 г. из галереи В.П.Сукачева. Тактично
подчеркнуты на выставке иные источники
поступления, прежде всего из других музеев,
такие, как прелестный «Прудик» (1881) А.А.Киселева,
«Портрет неизвестного» Ротари из ГТГ.
В настоящее время в собрании
Иркутского музея более 22 тысяч произведений
русского, западноевропейского и восточного
искусства. На выставке представлено около 70
работ.
|