АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
Владение Арнхейма
РЕНЕ МАГРИТТ
ВЛАДЕНИЕ АРНХЕЙМА
1962. Коллекция Жоржетты Магритт, Брюссель
Многие исследователи говорили о том,
что творчество Магритта имеет тесную связь с
литературой, и это на самом деле так. Даже друзья
его в большинстве своем были из среды поэтов, а не
художников, как того следовало бы ожидать.
Достаточно всего лишь взглянуть на названия
картин, чтобы обнаружить в них многочисленные
аллюзии на литературные произведения.
Разумеется, речь не идет о прямом
иллюстрировании, скорее о воплощении эмоций
художника.
«Владение Арнхейма» — один из таких
примеров. Эту картину (существующую в нескольких
вариантах) можно назвать знаком восхищения
художника творчеством Эдгара По. В одноименном
рассказе американского писателя, очень похожем
на стихотворение в прозе (правда, его чаще
переводят как «Поместье Арнгейм»), речь идет о
молодом человеке, бросившем вызов природе и
собственными руками создавшем в своем имении
удивительные, идеальные ландшафты, приводившие в
восхищение каждого, кто имел возможность их
увидеть.
Пустая страница
По мотивам «Книги» С. Малларме. 1967. Частная
коллекция
Есть там, в частности, такой пассаж:
«…в природе не существуют сочетания элементов
пейзажа, равного тем, что способен сотворить
гениальный живописец. Не сыщется в
действительности райских мест, подобных тем, что
сияют нам с полотен Клода. В самых пленительных
из естественных ландшафтов всегда сыщется
избыток или недостаток чего-либо — многие
избытки и многие недостатки. Если составные
части и могут по отдельности превзойти даже
наивысшее мастерство живописца, то в размещении
этих частей всегда найдется нечто, могущее быть
улучшенным. Коротко говоря, на широких
естественных просторах земли нет точки,
внимательно смотря с которой взор живописца не
найдет погрешностей в том, что называется
«композицией» пейзажа».
Сложно сказать, был ли Магритт
согласен с этим утверждением, но его «Владение
Арнхейма» демонстрирует то самое абсолютно
идеальное сочетание природных элементов, о
которых говорит По.
«Мысль о природе оставалась, но
характер ее казался подвергнутым изменениям,
жуткая симметрия, волнующее единообразие,
колдовская упорядоченность наблюдались во всех
ее созданиях... резкость линий восхищала взор,
хотя и приводила в растерянность…» Нет, художник
не воспроизвел на холсте ни один из описанных в
рассказе пейзажей. На его картине изображены
величественные горы, одна из которых напоминает
своими очертаниями орла с распростертыми
крыльями. Тонкий серп месяца озаряет окрестности
неверным мерцающим светом. На переднем плане на
небольшой каменной стене лежит гнездо с тремя
яйцами. Не их ли осеняет каменная птица своими
мощными крылами?
Великанша. По мотивам
стихотворения Ш. Бодлера.
1929–1930. Музей Людвига, Кельн
Вообще «образ» яйца довольно часто
встречается в работах Магритта, традиционно
символизируя некое новое начало, зарождение
жизни. В рассказе По упоминается о вратах,
ведущих в «Арнгеймский Эдем». Возможно, в данном
случае гнездо с яйцами на каменной приступке
может отмечать грань, за которой возникает
удивительный и торжественный новый мир. Впрочем,
интерпретировать картины Магритта — занятие
неблагодарное. Зато каждый увидит во «Владении
Арнхейма» что-то свое, и не исключено, что отыщет
там новые смыслы, о которых не подозревал и сам
художник.
|