Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Мария ГЕРАСИМОВА,
учитель истории изобразительного искусства

 

Художественная критика
на уроках в школе

Учитель, преподающий историю изобразительного искусства в художественной школе, знает, что уже в первом классе на занятиях, посвященных первобытному искусству, искусству древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия и др.), перед учащимися встает проблема понимания языка изобразительного искусства, искусства «другого», «непохожего», «неправильного». Среди задач, стоящих перед учителем, одна из важнейших — научить понимать этот язык (к сожалению, большинству учащихся приходится учить его как иностранный).

Только через изучение стилей, эстетического кредо их представителей, программных работ эта задача оказывается невыполнимой. Важно научить ребенка формировать и формулировать личностное отношение к произведению искусства, основываясь на полученных искусствоведческих знаниях.

Полноценный анализ художественного произведения — результат продолжительной кропотливой работы. ожидать его приходится не ранее заключительного года обучения, поскольку только к четвертому классу учащиеся ознакомлены с многими художественными стилями, направлениями, способны обнаружить параллели в творчестве мастеров различных эпох, могут дать развернутую эстетическую оценку произведению, овладевают необходимым «инструментарием» — учатся вводить в свою речь специальные искусствоведческие термины. Теперь настает время стать соучастником великого действа, сухо называемого теоретиками «эстетической ситуацией».

Работа по овладению навыком художественной критики заключается в поэтапном выполнении самостоятельных заданий. Такие задания развивают речь, воображение (характеризуя мазок импрессионистов, учащиеся находят интереснейшие сравнения: «легкая рябь», «широкий взмах крыла хищной птицы», «вышивка крестиком», «потоки дождя»), учат общению с прекрасным. Кроме того, эти задания обобщают опыт, полученный за годы обучения (что немаловажно перед выпускным экзаменом). Анализируя произведение искусства, юные художники постигают тайны его создания.

На первом занятии ученикам четвертого класса художественной школы предлагается схема анализа художественного произведения. Поскольку материал предстоит освоить обширный, желательно три столбца представленной здесь таблицы дать в подготовленном, распечатанном виде, а не под запись. В этом случае учащиеся успевают выполнить проверочное задание на первом же занятии.

Итак, сосредоточимся на анализе произведения живописи — «царицы искусств», как называли ее во времена поздней античности. Завершающий год обучения целиком посвящен изобразительному искусству ХХ века, поэтому задания, предложенные здесь, относятся к живописи именно этого периода.

Оговоримся сразу, что в некоторых случаях (например, в анализе колорита работы А. Лентулова) учитель не требует законченного, связного текста, пусть это будет набор словосочетаний-впечатлений, кратких суждений-ассоциаций. А для первой проверочной работы юным художникам предлагается малоизвестное произведение не часто тиражируемого мастера, поскольку оно не отягощено стереотипным восприятием, а ученики не пытаются вспомнить, угадать «верный» ответ (трактовку образа, сюжет).

В результате этой первой небольшой самостоятельной работы учитель сможет составить развернутую картину достижений учеников, распознать «слепое пятно» каждого учащегося (увидеть то, на что учащийся не обращает внимания при анализе произведения искусства), скорректировать стиль, структуру анализа. Основные недостатки при выполнении учащимися этого задания связаны, во-первых, с неумением выразить личное отношение к произведению искусства, вследствие этого описание преобладает над анализом без дальнейших выводов. А во-вторых, со слабым владением специализированной лексикой. Последующая работа учителя должна быть направлена на преодоление этих недостатков.

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
(Таблица)

 

ПРИМЕРЫ ПИСЬМЕННЫХ ЗАДАНИЙ

 

1. Задания к картине О. Редона «Офелия среди цветов»

1) Проанализируйте свое впечатление от картины.

2) Соотнесите свое впечатление с использованными художником приемами.

 

2. Задания к картине А. Лентулова «Василий Блаженный»

1) Внимательно рассмотрите картину. Какие краски преобладают в работе А. Лентулова?

2) Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что в этой работе колористические средства выразительности преобладают над композиционными? Поясните свой ответ.

 

3. Задания к картине П. Пикассо «Герника»

1) Размер этой работы почти 8 м в длину на 3,5 м в высоту. Почему, на ваш взгляд, художник выбирает столь масштабное полотно?

2) Какими из этих определений можно охарактеризовать колорит картины: воздушный, сентиментальный, тяжелый, тихий, звонкий, глубокий, оживленный, трагический, спокойный, резкий, уравновешенный? Поясните свой ответ.

3) Некоторые образы «Герники» показаны как бы с разных ракурсов, словно слиты воедино изображения, данные с различных точек зрения. Какой зрительный эффект достигается таким образом? Какие ощущения от этих образов возникают у вас как у зрителя?

4) Каков сюжет «Герники»? Вспомните в истории мирового искусства произведения живописи на этот же сюжет.

5) Над какими вопросами заставляет задуматься это произведение?

 

4. Задания к картине Г.Г. Ряжского «Председательница»

1) Попытайтесь раздвинуть рамки картины: где находится героиня, что она делает, какие люди и предметы ее окружают?

2) Внимательно рассмотрите картину. Создайте словесный портрет героини, опишите выражение лица, ее позу, одежду.

3) Каково отношение художника к своей героине? Как вы это определили?

4) Почему художник выбирает ракурс в изображении своей героини — снизу вверх, характерный для парадного портрета? Как такой выбор художника влияет на формирование образа героини?

5) Вспомните в истории мировой живописи полотна, где люди изображены в таком же ракурсе.

 

5. Задания к работе Дж. Поллока «Лавандовый туман»

1) Если бы вы создали это полотно, то какое бы название ему дали?

2) Оттенки какого цвета преобладают в данной работе? Какое зрительное впечатление при этом создается?

3) Какие ассоциации рождает у вас такое смешение красок?

4) Известно, что при создании своих произведений Дж. Поллок прибегал к шаманским техникам входа в транс. С какой целью?

 

6. Задания к картине С.В. Герасимова «Мать партизана»

1) Рассмотрите картину. Кого из персонажей можно назвать главными героями картины? Почему?

2) Если мысленно разделить полотно на две части вертикальной линией, проходящей через центр, что зритель увидит на заднем плане каждой из частей? Какую роль играет задний план в формировании образа главных героев?

3) Герои картины Герасимова молчат, но они не безмолвны. Что говорят их поза, жесты, выражение лица?

4) Сочините внутренний монолог одного из героев картины.

5) Какой фрагмент картины, на ваш взгляд, наиболее удался художнику, выполнен с большим мастерством?

 

7. Задания к работе Дж. Джонса «Мишень»

1) Как вы понимаете название этого произведения? Как оно соотносится с изображенным на полотне?

2) Какую оценку дал бы этому произведению житель Древней Греции IV в. до н.э.? Что бы его удивило, поразило, обрадовало, расстроило?

3) Как это произведение характеризует мировоззрение художника?

4) Какие детали этой работы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

 

8. Напишите рецензию на картину современного художника (после посещения выставки современного искусства).

 

ПРИМЕРЫ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Предложите максимальное количество продолжений:

золотой, как…

тусклый, как…

оранжевый, как…

прозрачный, как…

2. С каким цветом (цветами) ассоциируются у вас слова:

ливень

простор

блеск

горечь

вечность

потеря

деревня

город

сокровище

3. Найдите синонимы к словам:

картина

художник

искусство

краска

красивый

некрасивый

 

ЛИТЕРАТУРА

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974.

Выготский Л.С. Психология искусства. — Минск, 1998.

Кларк К. Нагота в искусстве. — СПб., 2004.

Миронова Л.Н. Цветоведение. — Минск: Вышайшая школа, 1984.

Федотов Г.П. Борьба за искусство // Святые Древней Руси. — М., 2003.

Эренбург И.Г. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 4. Очерки; Репортажи; Эссе. 1922–1939. — М., 1991.