НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Коллекционирование
как призвание
На выставке
«Коллекция художника Аннамухамеда Зарипова. ХХ
век» в Московском музее современного искусства
представлено около двухсот живописных,
графических и скульптурных работ.
Аннамухамед Зарипов родился в
Туркмении, в ауле Сахар-чага, возле Мерва —
древней столицы великих сельджуков. Огромное
влияние на его формирование оказали
сохранившиеся там старинные памятники.
Неудивительно, что в детстве он стал собирать
старинные медные монеты, черепки, амфоры,
статуэтки. После окончания ВГИКа, где Зарипов
учился у Ю.Пименова и Г.Епишина, он, продолжая
заниматься живописью (его произведения
находятся в крупных музейных и частных собраниях
в России и за рубежом), с увлечением начал
коллекционировать. И собрал настоящую музейную
коллекцию. Необычная это коллекция. Острый
взгляд художника, специфический
«археологический» выбор, его вкус позволяют
по-новому взглянуть на работы известных
художников и делать бесконечные открытия.
А. Зарипов в мастерской
Особенность коллекции Зарипова в том,
что художники показаны в движении, в развитии. Из
его собрания можно даже создать отдельный музей
из работ некоторых мастеров, например братьев
Смолиных. В коллекции более ста живописных и ста
графических работ братьев Смолиных. Как непохожи
их знакомые всем сумрачные полотна 1960-х гг. на то,
что они создавали в 1980–1990-е: «Обезьяна с
барабаном», «Год дракона и свиньи» — красочные,
декоративные, фантасмагоричные!
Собирательской деятельности
коллекционера присущи исключительная
целенаправленность и высокое качество работ,
представление художников разных поколений и
направлений, демонстрирование разных пластов
современного московского искусства, презентация
неоцененных, незаслуженно забытых художников.
И. Гурвич. Натюрморт с репродукцией
Кранаха. 1981
Светлый, лирический пейзаж «Весна в
Загорске» (1949) А. Осмеркина был написан в тяжелый
период, когда художника отстранили от
преподавательской деятельности, объявили
формалистом, лишили права выставляться. Из самых
ранних вещей выделяются работы авангардистки В.
Пестель, автора уникальной программы по
эстетическому воспитанию учащихся, основанной
на развитии творческого воображения и понимания
замысла художника. Всегда узнаваемы женские
портреты А.Тышлера. Такие «портреты-натюрморты»
он создает с середины 1940-х: аллегорические,
метафорические композиции, в которых
прослеживается стремление к гармонии человека и
вещей.
Один из ярких разделов в коллекции
Зарипова — редкие произведения художников
1920–1930-х гг.: К.Зефирова, Е.Коровай, А.Даниличева,
А.Софроновой. В этом же разделе выделяется очень
необычная картина «Гамлет и отчим» (1930) В.Фалька,
погибшего на войне в 31 год. Он был сыном
выдающегося художника Р.Фалька. Картину Зарипову
подарила А.В.Щекин-Кротова, жена Р.Фалька.
И.В. Дмитриев. Натюрморт. Диалог. 1937
Портрет с 1930-х гг. стал играть важную
роль в творчестве Софроновой («Портрет девочки»,
«Женский портрет»). В ее акварельных работах нет
особой глубины: простые композиции, гибкая
фактура, легкий красочный слой. Но в них всегда
тонко разработан цвет и ощущается тот
характерный настрой, специфический подход к
моделям, особая духовная атмосфера, которые так
притягивают Зарипова в искусстве.
Две камерные композиции И. Дмитриева
(«Балет», «Диалог», 1937) настраивают на внутреннее
погружение, вчувствование, в наибольшей степени
демонстрирующее суть коллекции Зарипова,
который открыл этого тонкого колориста, устроив
ему выставку в 1980 г. в выставочных залах МОСХа
на Кузнецком мосту.
Заслуга коллекционера и в открытии для
зрителей незаслуженно забытых художников,
иногда с трагической судьбой. В.С.Катков
(портреты, сюжетные композиции) отбывал срок в
Магадане за творческие убеждения. Тяжелым
испытаниям подвергся И. Табенкин. За отправку
коробки с красками осужденному по политическим
мотивам другу он был сослан в лагерь в Казахстан.
И его картины разных лет рождают щемящее чувство
тоски и одиночества. А работы из серии
«Музыканты» овеяны тихой грустью и тонкой
поэтичностью.
Зарипову нравятся художники, в чьих
произведениях ощущается чувственное начало, как
у И.Гурвича («Угол мастерской»).
Коллекция позволяет представить
некоторые тенденции в отечественном искусстве
за последние тридцать лет. Прежде всего
московской школы живописи в ее развитии,
становлении, поисках и противоречиях. Ценность
этой коллекции, насчитывающей более трех тысяч
произведений, — в разнообразии тенденций, манер,
направлений, в прослеживании преемственности
развития связи учителей и учеников.
А.А. и П.А. Смолины. Обезьяна с
барабаном 1993–1996
1950-е годы представляют М.Бирштейн,
В.Нечитайло, А.Прегель, И.Шевандронова, А.Саханов;
1960-е — А.Гросицкий, Е. Григорьева, И.Табенкин,
А.Зверев, В.Яковлев; 1970-е — Л.Наумова, Н.Нестерова,
А.Ситников, Е.Струлев; 1980-е — К.Мамонов,
В.Вахтангов, Е. Кропивницкий, И.Ганиковский,
В. Ельницкий; 1990–2000-е — Б.Левикова, С.Медведев,
Г.Виноградов, О.Ланг, А.Красулин, Н.Филатов,
Б.Бомштейн.
Чем руководствуется А.Зарипов, сам
замечательный художник, при отборе произведений
для своей коллекции? Работают его интуиция,
личный вкус, опыт художника, умеющего увидеть
нечто сущностное в творениях других творцов и
оценить их начинания. Подкупает и его
«археологический» взгляд, цепко выхватывающий
из однородной массы редкий артефакт. И всегда в
его колекции присутствуют безупречные
композиции, смелые пластические находки и
упоение красотой мира, которыми не перестает
восхищаться сам художник. |