Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №17/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКИЙ СЕВЕР

 

Наталья РОГУШИНА

 

Домовые росписи

 

Все наши коньки на крышах,
петухи на ставнях, цветы… носят
не простой характер узорочья,
это великая значная эпопея
исходу мира и назначению человека.

С. Есенин. Ключи Марии

 

Домовые росписи — явление общенациональное в народном искусстве России. А на Русском Севере живописное убранство жилых домов было особенно распространено.

Что представляли собой расписные дома на Севере? Все дома были четырехстенками или пятистенками, топившимися по-белому — одноэтажными на высоких подклетах или в два жилья, то есть двухэтажными (двужирными). Они имели «чистые половины» — горницы. На лицевой фасад выходило окно вышки (светелки) — летней комнаты на чердаке. Состоятельные хозяева все чаще стали обшивать свои дома. Появились гладкие поверхности фронтонов, подбалконные подшивки, подшивки свесов (выносов) кровель, на которых стало удобно размещать живописные композиции. Реже роспись можно было встретить на наличниках и ставнях (1–3).

(1)

(2)

(3)

Время возникновения росписи крестьянского дома относят примерно к середине XIX века. Это связано с распространением белых изб, появлением остекленных окон, пришедших на смену волоковым, что способствовало лучшей освещенности помещений. А в конце века распространяется обшивка дома, которая имитировала элементы кирпичной архитектуры. Все это подготовило появление интерьерной и экстерьерной росписи на Севере. Но роспись могли себе позволить только состоятельные крестьяне, те, которые были связаны с торговлей, извозом, отхожим промыслом, часто бывавшие в губернских городах или даже в столице.

Надо отметить, что северные росписи отличаются отсутствием сюжетных сценок, но в изобилии представлен травный и цветочный орнамент. Рисунки выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синего, красного, зеленого, белого, желтого. Яркость рисунков как бы возмещала сдержанность красок северной природы. И.Я. Билибин после путешествия по Северу в 1903 г. отмечал: «…любовь к узору чувствуется по сие время. Я видел избы, где узорами, хотя и позднейшими, было размалевано буквально все: шкафчики, двери, полки, лежанка — все, где только можно красить».

В экстерьерной росписи на Русском Севере можно выделить несколько групп:

1. В углах фронтонов, на подшивках сводов или на подбалконной подшивке часто изображали фигуры львов и единорога (например, дом Горбуновых в д. Петрегино, Вельский район, роспись 1886 г., дом М.М. Буянова — В.С. Назарова в д. Мал. Самково, Кена).

2. Растительные мотивы: деревца или кусты с многолепестковыми и крупными розетками. Многоцветье росписей создавало образ «прекрасного и доброплодного сада», являвшегося идеалом крестьянской жизни.

3. Разноцветные полосы (чаще белые, розовые, зеленые, синие или голубые), горизонтальные, «в елочку», гладкокрашеные или иногда с орнаментом в виде небольших розеток или побегов.

4. Геометрические композиции (например, дом в д. Ширяихе, Каргопольский район, 1900 г.)

5. Расписные филенки, в прямоугольном, реже в фигурном поле которых расположен цветочный куст в вазоне или без него (наибольшее распространение имело в Каргопольском уезде). Встречаются кусты с длинными зелеными листьями и небольшими цветами с лепестками овальной формы или в виде «сердечка». Поверх листьев прописаны черные листики, похожие на запятую (пример, дом в д. Ломакино, Каргопольский район, роспись 1910 г.). Среди цветочных композиций в филенках есть и другая манера: небольшие шестилепестковые цветы, колокольчики с извивающимися стеблями черного цвета, а вазон имеет две ручки и ножку (4–11).

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

6. Большого внимания заслуживают дома с поясными или в полный рост портретами (12–15). Среди таких домов особое место занимал дом с портретами на фронтоне, точно датированный благодаря надписи на балконе 1886 годом. Не сохранившийся до нашего времени, он по своим художественным качествам превосходил многие. Находился он в деревне Петергино бывшей Пакшеньгской волости Вельского уезда и принадлежал Ивану Васильевичу Горбунову, владельцу сажекоптильного завода. На фасаде дома портреты хозяев, прекрасно выделявшиеся на светлом фоне. Слева был изображен сам Горбунов, старик с седой бородой. Опираясь на посох, он раскуривает трубку. В его облике — степенность и властность. Справа — хозяйка, молодая красивая женщина. Взгляд ее устремлен вдаль. На подшивке балкона — изображения льва и единорога на задних лапах, между ними цветочный куст в вазоне (16). Свесы кровли декорированы орнаментальными полосами: в середине красные ромбы, по сторонам — лозы с гроздьями винограда, по внешнему и внутреннему краям — ленты травного орнамента, заключенные в прямоугольники.

(12)

(13)

(14)

(15)

(16)

В конце XIX в. формируются нововведения, которые существенно преобразили и интерьеры домов. Русская печь строится теперь с трубой, оформляется деревянным каркасом — опечком. Пространство перед устьем печи отделяется заборкой или шкафом-заборкой с филенчатыми дверцами. Таким образом, в интерьере избы появляются плоскости, открытые для декоративного оформления росписью. Помимо опечка и шкафа-заборки росписью обычно украшались и филенки двухполотных дверей, ведущих в горницу, а также потолок и входная дверь избы. Росписью декорировалась и мебель: шкафы, столы, составлявшие обстановку горницы — парадной комнаты. Заказывали работы малярам по росписи только зажиточные крестьяне.

Кого же называли малярами и чем они занимались? Слово «маляр» происходит от немецкого «maler», что означает «живописец». В XVII в. малярами называли мастеров, расписывавших что-либо красками, живописцев. Во второй же половине — конце XIX в. малярами стали называть ремесленных живописцев, занимавшихся росписью, окраской, разрисовкой узоров и надписей через трафарет.

Крестьянские мастера-маляры, выполнявшие работы по росписи дома, его интерьера и мебели, могли расписывать и бытовые предметы, в том числе прялки. В то же время мастера, специализировавшиеся на росписи прялок и других бытовых предметов, занимались росписью мебели.

Бассейн реки Ваги, особенно его центральная и западная части, был районом яркой художественной культуры. В Поважье, как, пожалуй, ни в каком другом из районов Севера, получила распространение домовая роспись. Расписывались и интерьеры домов, и фронтоны, и подзоры кровли. Ф.Н. Берг, русский прозаик, журналист, писал о декоративном убранстве северных домов: «…особую красоту избе придают высокие крыльца с точеными столбиками и перильцами… яркая оригинальная раскраска по подзорам, охлупням, конькам, подкрылкам, ставням, наличникам… Ставни окон расписаны деревьями, травами, узорами, изредка фигурами животных…».

В росписи интерьеров и мебели широко использовали «скоропись» свободной кистевой живописи. В Поважье этот вид росписи получил название «костромской росписи», так как это искусство было связано в первую очередь с творчеством костромичей-отходников.

Вот, например, филенка от шкафа (17) (1870-е). На белом фоне изображены два красных с белыми лепестками цветка. Более крупный шестилепестковый цветок — в центре композиции. Под каждым цветком — пара пышных зеленоватых листьев. Красные сердцевины цветов написаны легкими круглящимися мазками. Верхний цветок и синие листья выполнены с оживками, которые придают объем.

(17)

В Поважье было немало мастеров, благодаря которым сформировались местные художественные особенности росписи. Документы второй половины XIX — начала XX века фиксируют наличие живописцев, занимающихся малярными работами. Так, только в одной Благовещенской волости Шенкурского уезда Архангельской губернии по статистическим сведениям 1865 года, проживало восемь маляров.

Значительная часть домовых росписей Поважья связана с творчеством талантливых крестьянских художников Петровских. Документально подтверждается занятие малярным промыслом представителей двух поколений этой семьи.

Основная часть произведений Петровских — декоративные композиции растительного характера. Орнаментальные работы этих живописцев имеют индивидуальный почерк, свои разработки мотивов, манеру их исполнения, приверженность определенной цветовой гамме.

У Петровских были наработаны приемы исполнения разных вариантов листьев. Это желтые листья пышной формы или крупные округлой формы с изгибом на конце и вытянутые фигурные. Цветочные мотивы тоже различны: вазоны с букетами цветов или растущим стеблем с цветами, композиции с крупным шестилепестковым цветком в центре в виде креста. Некоторые орнаментальные композиции близки композициям росписей важских прялок.

Важские прялки

Важские прялки

 

Своеобразной «визитной карточкой» живописцев Петровских стал синий травный орнамент, который применялся как в росписи фасадов домов, так и в декоративном оформлении интерьеров и мебели. Например, на филенках детали опечка (18) синий вьющийся стебель с перистыми листьями изображен в белом круге, плотно заполняя его.

(18)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Знакомство с образцами важской росписи позволит сделать интересные творческие работы. Предметом такой работы являются росписи живописного типа. На практическом занятии предлагается выполнить основные элементы росписи, а затем объединить их в общую композицию.

Выполнение элемента «розан». Он состоит из круга и лепестков. Круг выполняется круглой кистью № 8 или плоской кистью. Лучше использовать колонковые или беличьи кисти. Сначала ставим кисть перпендикулярно плоскости листа, затем прижимаем и делаем кистью вращательное движение. Важно, чтобы круг был нарисован одним движением. Лепестки пишем круглой кистью № 5, каждый лепесток также одним движением. Кисть держим с наклоном, выполняем дугообразное движение с нажимом, постепенно убираем нажим и завершаем лепесток кончиком кисти.

Выполнение элемента «тюльпан». «Тюльпан» состоит из трех частей. Чаще его выполняют кистями № 4, 5. Разбел делают кистями № 3, 4. Начинают писать кончиком кисти, чуть коснувшись плоскости листа, затем делают движение чуть в сторону и вниз, усиливая нажим, завершают круговым движением. Сначала пишут боковые лепестки, а затем средний.

Выполнение элемента «ягодка». «Ягодки» делают в виде кружочков, так же, как и круг для розана, но меньшего диаметра.

Выполнение элемента «листок». «Листки» бывают двух видов — вытянутый и округлый. Листок округлой формы имеет утолщенный верх и тонкий кончик. Кисть прижимают и, чуть потянув вверх и в сторону, поднимают от плоскости листа плавным движением. Направление листка вытянутой формы имеет вид ломаной линии. На подъеме — тонкое начало, горизонтально идет утолщение во всю ширину кисти и снова на подъеме — тонкий кончик.

Последовательное выполнение росписи. Вначале идет разметка для главного элемента — «розана». Потом пишутся лепестки. Потом выполняются другие элементы: пятно, разбел. Затем листья, которые как бы собирают розаны, тюльпаны и ягодки в букет. И завершают работу нанесением «разживок» тонкой кистью.

ЛИТЕРАТУРА

Кондратьева В.Г. Расписная мебель и детали интерьера // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.

Мильчик М.И. Монументальная живопись Поважья // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.

Мильчик М.И., Шевелева Е.В. Расписные дома Каргополья//Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения и использования: материалы IX Каргопольской научной конференции. — Каргополь, 2006.

Пермиловская А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX — начало XX века). — Архангельск, 2005.

Пухова В.В. Костромская роспись. Из опыта работы по обучению росписи по дереву учащихся детской художественной школы № 3 г. Вельска // Крестьянская живопись Поважья. Каталог. — М.: Северный паломник, 2003.