НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Марк САРТАН
ВЛАСТЬ ВОДЫ
Какой образ
всплывает перед вашим внутренним взором, когда
вы пытаетесь представить себе воду? Неистовый
океанский прибой? Чугунная колонка с
отполированной тысячами ладоней рукояткой?
Скрипучий лязг мятого ведра, с усилием
возносящегося из недр колодца? Рябое зеркало
лесного озера? Обжигающая пригоршня, зачерпнутая
из ледяного родника в жаркий полдень? Теплоход, с
протяжным гудком вальяжно отваливающий от
пристани? Слеза украдкой? Ручей? Стремнина? Кран
на кухне? Река времен?
С трудом преодолев соблазн продолжить
список — наверное, можно было бы исписать всю
газету, — признаюсь, что не льстил себя надеждой
угадать. Уверен, что вариантов столько, сколько
людей, а пять (или уже шесть?) миллиардов версий
нам с вами не осилить. Но мысль, думаю, ясна.
Верная своей текучей изменчивости, вода может
рождать разные образы.
Сама способность «рождать» уже скрыта
в ее бездонных глубинах, ибо без влаги — одной из
водных ипостасей — на свет разве что саламандры
появляются. Но и гибель, смерть, упокоение таятся
там же, в безднах и омутах, в которые — с головой!
А еще она умеет одновременно показывать и
скрывать, обновлять и разрушать, обмывать и
затоплять... и снова пора остановить поток. А
чтобы не воздвигать плотину в третий раз,
перечень следующих воплощений не стану даже и
начинать. Напомню лишь о всепроникающей влаге,
раньше уже просочившейся в мой текст, и отмечу,
что диапазон простирается от безмолвной глыбы
стылого льда до шипящей струи жгучего пара. В
общем, вода, вода, кругом вода...
Собираясь в Русский музей на выставку
«Власть воды», я едва не утонул в море
нахлынувших ассоциаций. Пришлось а-ля барон
Мюнхгаузен вытащить себя самого на поверхность,
встряхнуться, обсохнуть и войти в корпус Бенуа,
что на канале (!) Грибоедова, с открытым
восприятием — ну-ка, что нам покажут?
Каждая выставка неизбежно должна
вписаться в отведенное ей пространство, как вода
принимает форму сосуда. Хорошо, если в
распоряжении организаторов есть большой-большой
зал, который можно разгородить стендами по
своему усмотрению. Вон, в парижском Центре
Помпиду воду изгнали наружу и даже
канализационные трубы вынесли за стены, чтобы
кураторы могли свободно распоряжаться
гигантскими площадями целых этажей.
На долю Русского музея такого счастья
не выпало, и его экспозициям приходится
втискиваться в прокрустово ложе анфилад,
заканчивающихся тупиком и разделенных к тому же
центральным входом. На сей раз экспонатов
хватило на две анфилады, что продиктовало
нехитрый ход: налево — классика, направо — м-м-м...
назовем это современным искусством. Прием,
знакомый нам по выставке «Время перемен», о
которой вы читали в газете «Искусство», и снова
не совсем убедительный: кое-какие картины с
успехом могли перетечь в противоположную часть
экспозиции. Не хочет искусство делиться надвое,
как вода не желает резаться ножом.
Крещение. XVII в.
Раздел классики начинается с
религиозной подборки. Вокруг воздвигнутого
посередине экрана, на который проецируется
бесконечный беззвучный водопад (совершенно, на
мой взгляд, неуместный), собраны живописные
работы на библейскую тему. Икона «Крещение» в
этом контексте отсылает нас к символике воды как
духовного очищения. Тут же есть и примеры
противоположного значения. Сдержанно-трагичный
картон Ф.А. Бруни «Всемирный потоп»,
предназначенный для росписи Исаакиевского
собора, противостоит разгулу стихии на
одноименном холсте И.К. Айвазовского, где
отчаянно карабкающийся на скалу слон выражает
больше воли к жизни, чем все пафосно воздетые к
небу длани бесчисленных тонущих людей.
Стихия бушует и в следующем разделе.
Здесь вздымается гигантская «Волна» того же
Айвазовского, уже почти поглотившая
трехмачтовый корабль, кажущийся на ее фоне утлым
суденышком. Вслед за банальным кораблем в море
житейских бурь на ум приходят неизбежные
литературные ассоциации, вроде «восстать
противу моря бедствий» или «не сладит с морем и
судьбой». Здесь люди пока живы и цепляются за
обломки мачты, но им явно не продержаться.
Г. Сорока. Рыбаки. Вторая половина
1840-х
Один шаг, и настроение полностью
меняется. Тишина и покой, тихо глазки закрой... как
пастушок А.Г.Венецианова, прикорнувший возле
невзрачной лужицы. Вокруг царит умиротворение, и
зеркальное спокойствие речной глади отражает
душевный покой героев. Бредет погруженный в свои
думы «Пустынник» М.В. Нестерова, медитируют на
речном берегу «Рыбаки» Г.В. Сороки, неспешно
растягивает меха гармонист «На Волге» А. Е.
Архипова. Вокруг все наше, до боли родное и
узнаваемое. Море выглядело стихией чужой и
опасной, а вот безмятежная вода озер и рек — это
настоящая Россия. Не случайно одна из версий
происхождения названия «Русь» выводит ее из того
же корня, что и «река».
А. Архипов. На Волге. 1889
Впрочем, водный покой многозначен, и от
него один шаг к покою вечному. А значит — к
знаменитому образу Левитана, тоже водному и
потому зиятельно отсутствующему на выставке,
собранной Русским музеем из собственных
экспонатов. Но мы, верные человеческой природе,
избегающей думать о смерти, сделаем шаг в другом
направлении, то есть в соседний зал, и погрузимся
в миф.
Н. Милиоти. Рождение Венеры. 1912
Что скрывается в темных морских
глубинах, что может оттуда явиться изумленному
взору, какие сказочные герои бороздят океан
легенд? Ответы на стенах и постаментах. Репинский
«Садко» любуется подводными красавицами,
плывущими мимо него в сопровождении золотых
рыбок. В оргазмическом пенном выплеске является
в мир Венера на полотне Н.Д. Милиоти. Ей вторит
сладострастный изгиб «Волны», изваянной
С.Д. Эрьзя в виде обнаженной наяды. Плывут на
парусном корабле «Борис и Глеб» И.Я. Билибина,
и ласковая волна устилает им путь ритмичным
орнаментом завитков. Тут же «Заморские гости»
Н.К. Рериха отражаются в воде набором цветных
импрессионистических пятен.
И. Билибин. Корабль. Эскиз. 1926
Прелюдия красочных отблесков готовит
нас к следующему залу, где царят отражения. Здесь
вода скрывает даже самое себя и честным эхом
вторит подлунному и подсолнечному миру. У
В.Э.Борисова-Мусатова она превращается в чисто
декоративную поверхность водоема, у И.И.Левитана
впитывает густую небесную синь, а в
замечательной ранней серии В.В. Кандинского
вспыхивает и рассыпается разноцветным сполохом
бликов. Верный своему вечному стремлению писать
российскую грязь, А.Г.Саврасов представлен в этом
зале мрачноватым «Закатом над болотом».
В. Кандинский. Красная церковь. 1900-е
К. Редько. Полуночное солнце (Северное
сияние). 1925
Н. Богушевская, Д. Митлянский. Улов. 1957
В. Ватенин. Субботний вечер на Онеге. 1967
Последний зал «классики»
демонстрирует нам жизнь у воды. Здесь купаются
кони, дети и взрослые, принимают душ обнаженные
натурщицы, выскакивают из Серебренических бань
московские жительницы. Все это служит преамбулой
к изображению суровых людей, несущих свою
нелегкую вахту спокойно и радостно, как и
положено героям труда. Гжельские керамические
колхозники работы Н.В.Богушевской и
Д.Ю.Митлянского с усилием поднимают свой «Улов»,
в «Субботний вечер на Онеге» В.В.Ватенина мужики
ведут на троих неторопливую трезвую беседу на
фоне мирно зачаленных сейнеров, «Полуночное
солнце» К.Н.Редько освещает рыбацкие баркасы.
Покоренная советским человеком стихия выглядит
спокойной и ручной настолько, что даже авторам
развески стало неуютно от такой однозначности, и
они в неприметном углу поместили «Утопленницу»
И.Л.Лизака — своеобразное memento mori.
И. Лизак. Композиция (Утопленница). 1927
На этой «оптимистической» ноте
классический раздел «Власти воды»
заканчивается. Уверенными гребками проплыв мимо
экспозиции в обратную сторону, мы возвращаемся к
началу и оттуда уже перебираемся в современный
раздел.
Это искусство, странное и бесшабашное,
не позволило расчленить себя по тематическому
принципу. Да и не отстоялось оно в умах, душах и
искусствоведческих диссертациях, муть не осела,
мусор не всплыл, все перемешано — зерна с
плевелами, а овны с козлищами. Некоторые
экспонаты попали сюда по чисто формальному
признаку наличия воды «в кадре», даже если она не
несет никакой эмоциональной и смысловой
нагрузки. Тоже своего рода магическая власть
воды, только над кураторами экспозиции.
Но отдельные вещи запоминаются и даже
добавляют новые интерпретации к бесконечному
потоку водных ассоциаций.
М. Хазин. Мой взгляд на воду.
Автопортрет с водой. 2008
На «Автопортрете с водой» М. Хазина
вода предстает вдруг пособницей двуличия, она
искажает образ и уводит взгляд в сторону. Лжет ли
она «в глаза» или, наоборот, смывает
поверхностное и обнажает незримое — разбираться
приходится ошеломленному зрителю.
Д. Герман. Последнее путешествие. 1998
Герой Д.С. Германа отправляется в
«Последнее путешествие» на крошечной лодочке,
мгновенно отсылающей к ладье Харона. Однако ж
никакого Харона нигде не наблюдается, и
человечек в экзистенциальном одиночестве то ли
отчаянно пытается выгрести из царства теней, то
ли мучительно отрабатывает роль за незримого
перевозчика.
Д. Каминкер. Гребец (Лодка). 1982
Отчаянно работает веслами и «Гребец»
Д.Д. Каминкера. Кажется, будто физически ощущаешь
их тяжесть и то нечеловеческое усилие, которое
нужно для преодоления водной стихии.
Парадоксальным образом скульптор передал это
усилие в камне, инертном антиподе текучей воды, и
соединение двух противоположных стихий — «волна
и камень» — в очередной раз обогащает палитру
водных метафор.
Как и положено современному искусству,
отдельные экспонаты физиологического толка
вызывают у здорового человека естественное
чувство брезгливого отторжения. Таков, например,
фонтан В.Цаголова, который изображает киллера,
мочащегося на труп убитой им жертвы. Остается
только умолять вслед за незабвенным Козьмой
Прутковым: «Если у тебя есть фонтан, заткни его;
дай отдохнуть и фонтану».
А уж после такого заявления классика,
внезапно возникшего в моем тексте, мне остается
только перекрыть и свой фонтан и завершить поток
слов. Остальное доскажут иллюстрации.
|