Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Владимир ЯРАНЦЕВ

 

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

 

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

 

Крепость, давшая имя городу (название Петропавловская — советского времени), заложена во имя апостола Петра в день Св. Троицы — праздника в память о сошествии Святого Духа на апостолов и об основании святым Петром церкви. Крепость строилась по проекту Петра I и французского военного инженера Ж.Г. Ламбера под руководством саксонского инженера В.А. Кирхенштейна, а затем швейцарского архитектора Д. Трезини. Первоначально укрепления были земляными, затем до 1740 г. под руководством Трезини все они были построены заново из кирпича.

Б. Патерсен. Вид Петропавловской крепости с Невы. 1799

Б. Патерсен. Вид Петропавловской крепости с Невы. 1799

 

Выстроенная «на мокром и низком горизонте» — на низменном острове у правого берега Невы напротив широкого разлива реки — крепость в плане представляет собою шестигранник прямых стен (куртин), на стыках которых поставлены пятигранные бастионы. На восточной и западной оконечностях острова вне стен крепости построены дополнительные укрепления — равелины. С восточной стороны, где находился первый посад города со старейшей Троицкой площадью, в крепость ведут главные Петровские ворота, построенные в дереве Д. Трезини в 1708 г. и перестроенные им же в каменные в 1717–1718 гг. В центре их фронтона стояла статуя апостола Петра — то есть это «врата святого Петра»: врата его града, они же врата рая. По сторонам были аллегории Надежды и Благочестия (все три статуи не сохранились). В тимпане фронтона — рельеф «Саваоф», соответствующий девизу Петра I «С Божьей помощью».

Петропавловская крепость. Вид с Невы

Петропавловская крепость. Вид с Невы

 

Центральное поле в аттике под фронтоном занимает большой рельеф «Апостол Петр, низвергающий своей молитвой Симона-волхва» (1717, скульптор К. Оснер) — аллегория Санкт-Петербурга, уподобленного крепкому камню, о который разобьются враги преобразования России. Под рельефом над аркой — государственный герб. В нишах по сторонам арки две аллегорические скульптуры мифологических божеств (характерное для петровского барокко соединение в одном тексте христианских и мифологических аллегорий) — предположительно Минервы-Паллады и Минервы-Полиады (первоначальные атрибуты не сохранились, и первоначальное значение может быть только гипотетическим).

По сторонам ворот стояли статуи Марса и Нептуна (не сохранились) — аллегории военного и морского дела. Таким образом, Петровские ворота являются триумфальными (старейшими из доныне существующих в России). Их семантика связана с основанием Санкт-Петербурга: общее значение ворот, заданное именем города и статуей св. Петра, — «врата управляемого Надеждой и Благочестием, защищенного мудростью и воинской силой армии и флота царствующего града Святого Петра, о который разобьются враги России».

Петровские ворота

Петровские ворота

 

Поставленные с 80-градусным уклоном внешние стены имеют высоту 11–11,5 м; внутренние — 7–7,5 м. Одновременно с созданием гранитных набережных Невы с лестницами-пристанями (1763–1788) по проекту инженера Р.Р. Томилова под руководством инженера Ф.В. Бауэра внешние стены двух обращенных к Неве куртин и трех бастионов Санкт-Петербургской крепости также были одеты камнем (о чем сообщают поставленные на них мемориальные надписи). В 1784–1787 гг. архитектор Н.А. Львов построил в Невской куртине еще одни, обращенные к разливу Невы, парадные ворота крепости — в виде четырехколонного гранитного портика тосканского ордера; перед ними устроена гранитная Комендантская пристань. Гранит набережных и стен крепости воплощал имя города, его святого покровителя и его основателя.

План

План

 

Изящные декоративные башенки-караулки на углах бастионов отразили эстетику стиля рококо. В глубине крепости, в самом ее центре, возвышается патрональный храм города — собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла (архитектор Д. Трезини, 1712–1731), с увенчанной острой иглой шпиля колокольней, имевшей первоначально высоту 106 м, а после замены шпиля в 1858 г. — 122,5 метра. При кресте колокольни — фигура ангела. Восточнее — единственная, очень небольшая, глава храма, еще восточнее в 1896–1908 гг. архитекторами Д.И. Гриммом, А.О. Томишко и Л.Н.Бенуа построена церковь св. Александра Невского, большой купол которой уравновешивает силуэт крепости, смягчая диспропорциональность маленькой главы и колоссальной колокольни собора. Со стороны разлива Невы крепость воспринимается как доминирующий единый лапидарный объем, с контрастом протяженной горизонтальной линии стен и устремленной к Богу вертикали колокольни.

Внутри крепость плотно застроена зданиями, поставленными параллельно внутренним стенам и скомпонованными вокруг двух площадей. Первая, Плясовая (название происходит от жестоких экзекуций петровского времени), образована зданиями обер-комендантского и инженерного домов, построенными в стиле анненского барокко, и Гауптвахты. Вторая, Соборная, расположена перед папертью храма, около которой архитектор А.Ф. Вист построил в стиле рококо павильон, наподобие часовни, увенчанный фигурой Навигации, — Ботный домик для хранения одной из главных исторических реликвий Санкт-Петербурга, ботика Петра I.

Невские ворота

Невские ворота

 

Противоположную, западную сторону Соборной площади образует протяженное здание Монетного двора, на отмеченный фронтоном центр которого ориентирована основная внутренняя композиционная ось крепости. Монетный двор построен в стиле безордерного классицизма, со сплошной рустовкой стен во всю высоту, по концам фасада поставлены романтические круглые башни с мотивами фортификационной архитектуры. Многочисленные здания внутри крепости построены в формах классицизма, безордерного неоренессанса и неоклассицизма и образуют гармоничное единство, служащее нейтральным фоном собора.