Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Владимир ЯРАНЦЕВ,
Наталья СИЛАНТЬЕВА

 

СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА

 

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВ
ВИД НА БИРЖУ И АДМИРАЛТЕЙСТВО
1810

 

Cтрелка Васильевского острова — мыс на восточной оконечности острова при разделении Большой и Малой Невы. Перед Стрелкой Нева образует широкий разлив. По его северной (правой) стороне расположена цитадель — крепость Санкт-Петербург (Петропавловская), на южном (левом) берегу напротив Стрелки — главная императорская резиденция Зимний дворец. На Стрелке начиная с 1722 г. был устроен торг, для которого в начале XIX в. построили ансамбль Биржи С.-Петербургского порта (арх. Ж.Ф. Тома де Томон).

План

План

 

Впервые значимость Стрелки в топографии Петербурга оценил еще Петр I. По его мнению, здесь должны были разместиться дворцы членов царской фамилии, дома вельмож, правительственные и общественные здания. Постройки должны были быть расположены вдоль берегов, окружая площадь в центре Стрелки. Доминантой, организующей площадь и связывающей ее с окружающим пространством Невы, должен был стать кафедральный соборный храм во имя покровителя России и покровителя мореплавателей св. апостола Андрея Первозванного, архитектурно подобный римскому собору Св. Петра, но он не был построен. Место пустовало 90 лет, потом на нем была возведена Биржа.

Панорама Стрелки Васильевского острова

Панорама Стрелки Васильевского острова

 

Во исполнение замысла городского центра в 1722–1742 гг. перпендикулярно Большой Неве построено главное правительственное здание России — Двенадцать коллегий, образовавшее границу Стрелки. В нижнем этаже предполагалось разместить лавки, и вдоль протяженного фасада (ок. 400 м) тянулась открытая аркада. Перед фасадом — площадь, задуманная как главная. По ее северной стороне до Малой Невы по проекту Д. Трезини было построено окруженное аркадами двухэтажное здание Портового Гостиного двора.

Портовый Гостиный двор стал образцом для строительства торговых рядов России, а вариации мотива аркады стали впоследствии обязательным элементом архитектуры всех зданий Коллежской площади. На берегу Б. Невы в 1718–1728 гг. построена Кунсткамера. Рядом, у мыса Стрелки, строился дворец Прасковьи Федоровны; после ее смерти Екатерина I отдала дворец Академии наук. С 1720-х годов Стрелка превратилась в средоточие науки и торговли.

Неизвестный художник. Старое здание Биржи. 1778

Неизвестный художник
Старое здание Биржи. 1778

 

В годы царствования Анны Иоанновны на Стрелку был переведен торговый порт С.-Петербурга, его причалы располагались вдоль Малой Невы вплоть до Кадетской линии и Тучкова моста. Таким образом, сложилась система Храм (Петербургская сторона) — Дворец (Адмиралтейская сторона) — Торг (порт на Стрелке). На самом мысу напротив Зимнего дворца при Анне Иоанновне был построен иллюминационный театр, и тем самым водное пространство Невы перед Стрелкой начало функционировать как центральная площадь. С завершением в 1742 г. строительства здания Двенадцати коллегий Стрелка стала также средоточием правительственных учреждений (до начала XIX в.).

Дж. Кваренги

Дж. Кваренги

 

В 1783–1789 гг. на Стрелке было возведено третье здание Академии наук по проекту Дж. Кваренги — двухэтажное строение на гранитном цоколе с высоким крыльцом и восьмиколонным ионическим портиком гигантского ордера. Своего рода манифест утверждения классицизма на берегах Невы, оно членениями фасада повторило композиционную схему симметрично расположенного бывшего дворца царицы Прасковьи Федоровны.

Дж. Кваренги. Здание Академии наук. 1783–1785

Дж. Кваренги. Здание Академии наук. 1783–1785

 

В 1800-х Ж.Ф. Тома де Томон создал на Стрелке раскрытый в окружающий город, сомасштабный просторам Невы ансамбль, ставший значимым центром Санкт-Петербурга — здание Биржи и площадь перед ней с Ростральными колоннами и спусками к воде. Здание Биржи поставлено по оси Стрелки в соответствии с идеальной топографией местности, ориентировано строго на восток согласно принципам ориентации масонского храма (христианские церкви полагается ориентировать на направление восхода солнца в день престольного праздника).

Ж. Тома де Томон. Здание Биржи. 1805–1810

Ж. Тома де Томон. Здание Биржи. 1805–1810

 

Биржа — единственное в С.-Петербурге здание, полностью воспроизводящее архитектуру греческого храма-периптера. Расчерченные ленточным рустом фасады окружают 44 одиннадцатиметровые колонны дорического ордера, отстоящие от стен более чем на четыре метра. Колоссальное здание Биржи поставлено на высокий гранитный подиум (стилобат), на который ведут широкие — до 40 м — лестницы. На обращенном к Неве аттике Биржи скульптурная группа «Нептун с двумя реками», на противоположном «Кибела, Меркурий и реки» — аллегорически олицетворяют области деятельности Биржи: судоходство, водные торговые пути, развитие городов-полисов, земледелие и торговлю. По сторонам Биржи, выдвинутые вперед к мысу Стрелки, возведены 32-метровые Ростральные колонны (ростры — носы кораблей; ростральные колонны — колонны с рострами или их скульптурными изображениями) с чередующимися рострами военных и торговых кораблей, венчаемые металлическими треножниками, наподобие античных жертвенников, факелы в которых служили маяками.

Ж. Тома де Томон. Ростральная колонна. Начало XIX в.

Ж. Тома де Томон. Ростральная колонна. Начало XIX в.

 

Стволы колонн окрашены в цвет кирпича. Квадратные в плане гранитные пьедесталы установлены на широких квадратных гранитных стилобатах, ограждены цепями на гранитных столбах. Вырубленные из пудостского травертина колоссальные фигуры у подножия колонн — олицетворение четырех великих рек России (Волга, Днепр, Волхов, Нева). Таким образом, Ростральные колонны являются аллегорией торжества русского судоходства, символизируя могущество России как военной и торговой морской и речной державы, и придают ансамблю триумфальное значение.

Фигура сирены у основания ростральной колонны

Фигура сирены у основания ростральной колонны

 

И. Камберлен и Ж. Тибо, мастер-каменотес С. Суханов. Аллегория Невы

И. Камберлен и Ж. Тибо, мастер-каменотес С. Суханов. Аллегория Невы

 

Окруженный водами дорический периптер с Ростральными колоннами перед ним воплощает масонский тип храма Нептуна. Поскольку в Древнем Риме место выставления взятых в качестве победного трофея ростр — ростральная трибуна — находилось на Форуме и было одним из центров общественной жизни, то сочетание Биржи с Ростральными колоннами воплощает идею римского Форума, ставшую в царствование Александра I основной идеей организации пространства Санкт-Петербурга.

Ростральные колонны обрамляют полукружие пандусов набережной, завершающей Биржевую площадь на подсыпанном на 123,5 метра мысу. С акватории и берегов Невы гранитная рустованная набережная Стрелки воспринимается как основание подиума Биржи, Ростральных колонн и пакгаузов. Внизу, у парадного спуска к воде, в подпорной стене набережной — символический грот в виде арки, образуемой рельефной гранитной кладкой.

Ростральные колонны, Биржа, мыс, набережная с гротом, пандусы созданы одновременно и по единому проекту, образуя композиционное и семантическое единство. Береговые стены, пандусы, парапеты исполнены из традиционного для петербургских набережных розового гранита, им же облицована нижняя часть стилобата Биржи до половины высоты. Арка грота, стилобаты Ростральных колонн, верхняя половина стилобата Биржи — из гранита редкого светло-серого цвета, подобна ему окраска штукатурных рустованных фасадов Биржи. Смена цвета от более темного к более светлому и восходящее направление движения (от уровня воды — к площади, от уровня площади по лестницам стилобата — к Бирже, по темным винтовым лестницам колонн — к факелам) воплощают масонское стремление к обретению Света.

Строительством этого ансамбля получила идеальное архитектурное завершение главная площадь города — водная. Ансамбль Стрелки, первый в России совершенный классический архитектурный ансамбль, завершил художественное оформление центра Санкт-Петербурга. Огромные масштабы невских вод, укрупненные архитектурные формы, монументальность и простота объема, лаконичное решение фасадов при точно найденных пропорциях сделали ансамбль композиционным центром города, соответствующим функции Биржи как главного русского торга, а расположенную перед ними гигантскую водную площадь — главной площадью С.-Петербурга, соответствующей значению России как владычицы морей.

Знаковый аспект великолепной архитектуры этого ансамбля говорил о значимости кораблестроения, мореплавания, мировой торговли, воплощал одну из определяющих культурных идей Санкт-Петербурга — врат, отверзтых в Европу. Подчеркнутая монументальность, крупномасштабность, простота и четкость геометрических объемов, подчеркнутость силуэта, акцент на горизонтальные линии массива стен и непрерывные колоннады идеально соответствовали низкой «небесной линии» С.-Петербурга и способствовали ее утверждению в качестве основы петербургского градостроения.

После упразднения (1885) порта на Стрелке на площади был устроен сквер. Из предложенных проектов император Николай II выбрал цветник, обрамленный по периметру стрижеными деревьями с просветом по оси Биржи. Сквер был возобновлен с перепланировкой в 1926 . по проекту архитектора Л.А. Ильина. И Николай II, и Л.А. Ильин, несомненно, желали сохранить связь Биржи с простором Невы, но даже ряд невысоких стриженых деревьев нарушает ее, замыкая первоначально бесконечно открытое пространство узкой осью просвета. Неоднократные проекты возведения памятника посреди сквера или здания на водной площади (что разрушило бы всю идею ансамбля) пока не были реализованы, но в 2006 г. на воде по оси ансамбля был устроен фонтан.

Биржа стала центром обширного архитектурного ансамбля Стрелки, расположенного симметрично ей по берегам Большой и Малой Невы. Одновременно с нею были построены гранитные набережные — Академическая (ныне Университетская) по правому берегу Большой Невы и Тучкова на левом берегу Малой Невы, с гранитной лестницей и скульптурами лежащих львов.

И. Лукини. Бывшая морская таможня (Пушкинский дом). 1829–1832

И. Лукини. Бывшая морская таможня (Пушкинский дом). 1829–1832

 

В 1825–1831 гг. были разобраны бывший дворец Прасковьи Федоровны и дома петровского времени на Малой Неве, архитектор И.Ф. Лукини выстроил по сторонам Биржи два симметричных пакгауза, а в 1829–1832 гг. – у М. Невы новое здание Таможни. Обращенный к реке строгий фасад напоминает фасад здания Академии наук Кваренги. Первый этаж рустован и прорезан полуциркульными окнами, продолжающими присущий всем зданиям Стрелки мотив аркады. Центр фасада выделен ризалитом с мощным восьмиколонным ионическим портиком в высоту 2–3 этажей, завершенным треугольным фронтоном. По углам фронтона — отлитые из меди на Александровском заводе аллегорические статуи Меркурия (аллегория торговли; в центре), Цереры (аллегория изобилия) и Нептуна (аллегория мореплавания). Над портиком возвышается башня для наблюдения за кораблями, симметричная башне Кунсткамеры. Рядом c Таможней Лукини построил для отпевания погибших в море часовню Спаса Нерукотворного образа в виде греческого храма-простиля. К 1832 году архитектурный ансамбль Стрелки был завершен.

А. Кокоринов и Ж.-Б. Вален-Деламот. Здание Академии художеств. 1764–1788

А. Кокоринов и Ж.-Б. Вален-Деламот. Здание Академии художеств. 1764–1788

 

От Двенадцати коллегий вниз по берегу Б. Невы расположены здания, вместе с Кунсткамерой образующие единственный в городе ансамбль, сохранивший облик первых лет Петербурга. Еще в 1707–1710 гг. герцог Ижорский А.Д. Меншиков выстроил себе палаты. При императрице Анне I в них расположился Сухопутный шляхетный кадетский корпус, к центральному объему пристроили симметричные корпуса той же архитектуры. Между зданием Двенадцати коллегий, в 1828 г. переданным Императорскому Санкт-Петербургскому университету, и Кадетским корпусом расположены Ректорский флигель университета, стилизованный под петровское барокко, так называемый Дворец Петра II, начатый в 1727 г., но завершенный только в 1750-х для Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, и изящный Манеж кадетского корпуса в стиле рококо, выстроенный против моста, соединившего в 1727 г. берега Б. Невы. Ниже — господствующее над этой частью Невы колоссальное здание Академии художеств, против которого в 1832–1834 гг. К.А. Тон построил пристань, где поставили древнеегипетские статуи сфинксов.