Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №20/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Владимир ЯРАНЦЕВ

 

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

 

БЕНЖАМЕН ПАТЕРСЕН
СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ И ПАМЯТНИК ПЕТРУ I
1799

 

Cенатская площадь, она же Петровская, ныне площадь Декабристов, — одна из главных площадей Санкт-Петербурга, входящая в ансамбль центральных площадей. Единственная из них, она обращена к реке Неве и является одновременно частью ансамбля невских набережных. Существующий архитектурный ансамбль Сенатской площади создан в XIX веке в стиле ампир.

План

План

 

Площадь находится на берегу Большой Невы, с востока ограничена боковым корпусом Главного Адмиралтейства. Так как в XVIII в. Адмиралтейство было крепостью, то вокруг него были открытые эспланады, на месте которых позже и возникла система центральных площадей. В начале XVIII в. на месте Сенатской площади был заболоченный луг, западнее которого находились «Смоляная баня» (на месте здания Синода), Канатный двор и другие службы Адмиралтейства, с юга (на месте Конногвардейского бульвара и далее по его линии) был Адмиралтейский канал, соединявшийся с каналами, окружавшими Адмиралтейство.

Ф. Перро. Адмиралтейская площадь. 1841

Ф. Перро. Адмиралтейская площадь. 1841

 

В 1710 г. около Адмиралтейства возвели церковь св. Исаакия Далматского, посвящение которой воплощает провиденциальную связь Петра I с Александром Невским — оба родились в праздник этого святого. Точное место церкви неизвестно, по одной из версий она располагалась на берегу Невы на месте Сенатской площади. В 1712 г. в ней состоялось официальное венчание царя с Екатериной Алексеевной (Екатериной I). В 1717–1727 гг. вместо нее построили вторую, каменную церковь св. Исаакия Далматского. Похожая на Петропавловский собор, с увенчанной шпилем колокольней, она стояла в центре будущей Сенатской площади на берегу Невы, и при законодательном упорядочении городской топонимики в 1738 г. площадь была названа Исаакиевской. В 1727 г. от Исаакиевской церкви на Васильевский остров был наведен первый в городе наплавной Исаакиевский мост, существовавший до 1916 г. (сохранились гранитные устои начала XIX в.). Вниз от площади по течению Невы в царствование Анны Иоанновны по жестким императорским указам была благоустроена и застроена домами вельмож Английская набережная.

Трехэтажный дом в стиле барокко на углу площади и набережной, с 1744 года принадлежавший графу А.П. Бестужеву-Рюмину, при его опале был конфискован, и указом императрицы Екатерины II в него из здания Двенадцати коллегий был переведен Правительствующий Сенат. С тех пор площадь получила название Сенатской. В 1779 г. архитектор И.Е. Старов капитально перестроил Сенат, придав фасадам классические формы, центр фасада отметил мощный четырехколонный портик со скульптурой.

Исаакиевская церковь оказалась непрочной, и после нескольких попыток спасти здание по предложению архитектора С.И. Чевакинского решено было в удалении от Невы, за Адмиралтейским каналом, строить новый храм. В 1768 году его начали строить по проекту А. Ринальди в стиле рококо, впервые в Петербурге здание было облицовано мрамором.

Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») 1782

Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») 1782

 

В 1768–1782 гг. на месте разобранной церкви св. Исаакия Далматского в центре Сенатской площади был установлен первый в России монумент — конная статуя Петра I (скульптор Э.М. Фальконе, при участии М. Колло, Ф.Г. Гордеева; архитектор Ю.М. Фельтен) — бронзовая фигура античного полководца с лицом Петра I, на вздыбленном коне, попирающем змея, на постаменте в виде монолитного гранитного утеса. По сторонам монумента, получившего после известной поэмы А.С. Пушкина имя «Медный всадник», Адмиралтейство и Сенат — учреждения, воплощающие преобразовательную деятельность Петра I, позади него — новый Исаакиевский собор и вся Россия, перед монументом — Нева, на противоположном берегу сохранившая ансамбль зданий петровского времени. Десница царя обращена к Неве, в сторону Петропавловского собора и порта на Стрелке Васильевского острова. Площадь была переименована в площадь Петра Первого (Петровскую), но в обиходе ее часто по-прежнему называли Сенатской.

А. Давыдов. Открытие памятника Петру Великому. 1782

А. Давыдов. Открытие памятника Петру Великому. 1782

 

Строительство Исаакиевского храма затянулось, и по указу Павла I он был в 1798–1802 гг. завершен в упрощенном виде архитектором Винченцо Бренной. Рядом с ним в 1805 г. в юго-западной части площади Дж. Кваренги построил Конногвардейский манеж в виде греческого храма с замыкающим перспективу от Дворцовой площади необычно глубоким портиком — восьмиколонным в первом ряду и четырехколонным во втором. Перед портиком были установлены мраморные копии античных статуй Диоскуров. В 1806–1823 гг. архитектор А.Д. Захаров срыл валы и засыпал рвы Адмиралтейской крепости и полностью перестроил здание Главного Адмиралтейства. В новом виде оно обращено к площади длинным боковым фасадом с тремя ризалитами, центральный выделен 12-колонным дорическим портиком, во фронтоне которого помещены атрибуты морского и военного триумфа, в боковых ризалитах — 6-колонные лоджии.

Дж. Кваренги. Бывший Конногвардейский манеж. 1804–1807

Дж. Кваренги. Бывший Конногвардейский манеж. 1804–1807

 

Третий Исаакиевский храм был архитектурно неадекватен своему предназначению, и в 1818 г. началось строительство на его месте четвертого Исаакиевского собора по проекту О. Рикара де Монферрана. К 1842 г. был завершен экстерьер крупнейшего храма Санкт-Петербурга (освящен в 1858), облицованного мрамором и оформленного 112 монолитными гранитными колоннами коринфского ордера, крупнейшие из которых образуют четыре портика.

Дом Лобанова-Ростовского

Дом Лобанова-Ростовского

Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора на Исаакиевскую площадь

Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора на Исаакиевскую площадь

 

Грандиозный объем Исаакиевского собора замыкает пространство Петровской площади с юга, за ним начала формироваться новая Исаакиевская площадь. Рядом с собором на стыке Петровской, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей Монферран построил дом князя Лобанова-Ростовского, позднее приобретенный в казну для размещения Военного министерства. Его главный фасад и фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, оформлены 8-колонными портиками коринфского ордера и лоджиями с коринфскими колоннами в угловых ризалитах.

Исаакиевская площадь. Р. Клодт, Р. Залеман. Н. Рамазанов. Памятник императору Николаю I. 1856–1859. Ф. Лидваль. Гостиница «Астория». 1908–1912

Исаакиевская площадь. Р. Клодт, Р. Залеман. Н. Рамазанов.
Памятник императору Николаю I.
1856–1859

Ф. Лидваль. Гостиница «Астория». 1908–1912

 

На площади перед зданием Сената 14 декабря 1825 года произошло первое в истории России вооруженное выступление против самодержавия — восстание декабристов, в память о котором в 1918 г. Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов.

В 1829–1834 гг. на месте старого здания Сената и соседнего дома купчихи Кусовниковой, между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом, по проекту Росси архитектором А.Е. Штаубертом сооружен комплекс зданий Сената и Синода, соединенных аркой, переброшенной над Галерной улицей. Росси «привел» всю западную сторону площади «под один фасад», высотой в 8,5 саженей (25,5 м), стилистически гармонирующий с фасадом Адмиралтейства на восточной ее стороне и соразмерный ему (на одну сажень выше). В результате площадь превратилась в законченный архитектурный ансамбль. В то же время основные мотивы архитектуры зданий Сената и Синода варьируют в укрупненных формах решение фасада стоящего рядом на набережной дома графов де Лаваль, созданного ранее Ж. Тома де Томоном, что увеличивает градостроительный эффект связности, ансамблевости.

К. Росси. Сенат и Синод. 1829–1834

К. Росси. Сенат и Синод. 1829–1834

Исаакиевская площадь. Празднование двухсотлетия со дня основания Санкт-Петербурга. Старая открытка

Исаакиевская площадь. Празднование двухсотлетия
со дня основания Санкт-Петербурга.
Старая открытка

 

В зданиях Сената и Синода, как и Главного штаба, Росси вновь использовал прием соединения двух протяженных зданий аркой (над Галерной ул.). Узкая арка кажется зрительно шире благодаря двум парам коринфских колонн, обрамляющих ее с каждой стороны, и единому аттику, венчающему эту композицию. Такие же две пары колонн поставлены по концам зданий. Фасады меж ними почти во всю ширину оформлены 8-колонными коринфскими лоджиями, со ступенчатыми аттиками над ними, в которых помещены изображения государственных орлов и летящих гениев Славы.

К площади обращены 32 колонны, еще 22 оформляют скругленный угол и обращены к Неве. Между парными колоннами на уровне второго этажа в нишах помещены аллегорические скульптуры государственных и религиозных добродетелей: Мудрости, Законоведения, Закона, Твердости, Бдительности, Беспристрастия, Правосудия и Истины (на фасадах Сената), Благочестия, Веры, Богословия, Духовного просвещения (на фасаде Синода). Закругленный аттик Сената увенчан крестом домовой церкви.

Архитектура арки, соединяющей здания Сената и Синода, заявляет ее как триумфальную. На ступенчатом постаменте ее аттика — государственный герб в окружении «Правосудия» и «Благочестия» (другие интерпретации — «Беспристрастность и Благоговение», «Закон и Вера»); ниже — рельефы «Закон естественный» (в центре), «Закон божественный» (со стороны Синода) и «Закон гражданский» (со стороны Сената), своего рода три основы российской государственности. Рельефы разделены монументальными фигурами гениев, несущих книги и символы правосудия. Всё в совокупности может быть интерпретировано как «Триумф Закона» и заявляет равноправие гражданской и духовной власти как оснований государственности российской империи.

В 1842 г. был засыпан Адмиралтейский канал от Адмиралтейства до Благовещенской площади, на его месте по проекту Росси был создан бульвар. В начале бульвара между зданиями Синода и Конногвардейского манежа в 1845–1846 гг. под руководством архитектора Н.Е. Ефимова были поставлены две колонны сердобольского гранита в честь боевых заслуг лейб-гвардии Конного полка в русско-французских войнах 1812–1814 гг., венчаемые «ангелами мира» — скульптурами крылатой Победы-Ники с лавровыми венками в руках (дар прусского короля Фридриха III Николаю I в ответ на конные группы П.К. Клодта с Аничкова моста).

Сенатская площадь с триумфальной аркой является памятником деяниям Петра I, основавшего в России мореплавание, государственное право и государственную власть над церковью. Часть площади занята Александровским садом, устроенным на месте Адмиралтейской площади в 1872–1874 гг. и названным в честь Александра II; дерево, посаженное им, выделено оградой.