АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Владимир ЯРАНЦЕВ
АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
И ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА
ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА (ныне
УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ)
Театральная, или
Александринская, площадь (ныне пл. Островского),
Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси) и пл.
Чернышёва (ныне пл. Ломоносова) — система
ансамблей в центре Санкт-Петербурга, созданная
архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг. на Спасском
острове, на месте обширных участков между
Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей.
Раскрытая к Невскому проспекту,
Театральная (Александринская) площадь с
построенными Росси Александринским театром и
новым корпусом Императорской публичной
библиотеки расположена на территории, входившей
в усадьбу Аничкова дворца. (Дворец получил
название от соседнего моста через Фонтанку, а
мост — от фамилии начальника стоявшей у моста в
начале XVIII в. воинской команды.) В 1793 г.
усадьба с Аничковым дворцом была приобретена
казной, ведавшей имуществом государей, для
размещения Кабинета Ее Императорского
Величества. В 1795–1801 гг. архитектор Кабинета
Е.Т. Соколов построил в Аничковой усадьбе на углу
Невского и Садовой здание для учрежденной
Екатериною II Императорской публичной
библиотеки.
В. Садовников. Александринский театр
и публичная библиотека. 1835
В 1799 г. часть Аничковой усадьбы была
передана Дирекции императорских театров, а
существовавший в саду Итальянский павильон
перестроен в театр. С 1803 г. здание театра —
основная площадка императорской русской
актерской труппы (отныне — Малый театр). С 1809 г.
Аничкова усадьба, подаренная сестре императора
Александра I великой княгине Екатерине Павловне
по случаю бракосочетания с принцем
Ольденбургским, стала ее резиденцией.
Идея создания архитектуры площади
между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой
принадлежит Ж.Ф. Тома де Томону, который в 1811 г.
разработал проект театра в виде греческого храма
в глубине площади, отделенной от Невского
оградой с воротами. Еще одна, закругленная,
площадь, обрамленная колоннадой, намечалась в
сторону Садовой. Высочайше утвержденный проект
помешала осуществить война с Наполеоном.
После четырех лет вдовства великая
княгиня Екатерина Павловна вышла замуж во второй
раз — за наследника Вюртембергского престола
кронпринца Вильгельма и покинула Россию. В
1817 г. император Александр I подарил Аничков
дворец своему брату великому князю Николаю
Павловичу (будущему императору Николаю I), для
которого архитекторы К.И. Росси и А.А. Менелас
перепланировали усадьбу.
На ее границе с участком Малого театра,
примерно по осям боковых ризалитов дворца, Росси
построил два садовых павильона, украшенные
изображениями воинов в русских доспехах с
лавровыми венками, — для коллекции вооружения
(собственного арсенала Николая Павловича) и для
цветов (вероятно, для его супруги). Между
павильонами была установлена металлическая
ограда. Выполняя эти работы, Росси уже
предполагал создание площади с театром.
Окончательный проект ансамбля двух площадей
сложился к 1828 году.
Монументальное здание театра было
возведено как композиционный и смысловой центр
созданной для него площади, подчиняющий себе
даже находящийся на этой же площади
императорский Аничков дворец. Поставленное в
глубине площади здание театра рассчитано на
круговой обзор, все его фасады — парадные. Первый
этаж предстает как мощное основание,
обработанное рустом — символом каменной кладки.
Переработав традиционный для архитектуры
классицизма тип греческого храма, Росси поставил
на обращенном к Невскому проспекту главном
фасаде театра не портик, а эффектную
шестиколонную коринфскую лоджию на уровне 2-го и
3-го этажей. Над нею ступенчатый аттик, на
плоскости которого помещены фигуры Слав,
венчающие Российского государственного орла
(ныне заменен на лиру). Завершает композицию
квадрига Аполлона (скульптор С.С. Пименов),
означающая триумф искусств.
Огромная высота зрительного зала и
сценической коробки потребовала
дополнительного этажа, поднятого над основным
объемом здания. Он оформлен частыми небольшими
окнами с полуциркульным завершением. На боковых
фасадах далеко выступающие от стены подъезды
служат цоколем для мощных восьмиколонных
коринфских портиков. Задний фасад театра
оформлен коринфскими пилястрами. Скульптурный
декор фасада, выделяющийся на фоне стен, вторит
назначению здания театра как храма искусств. Это
статуи Муз в нишах на боковых ризалитах главного
и заднего фасадов и опоясывающий здание широкий
барельефный фриз, зрительно продолжающий линию
капителей — с изображениями театральных масок и
гирлянд.
План
Новый театр, получивший название
Александринского в честь царствовавшей
императрицы Александры Федоровны, жены Николая I,
был открыт 31 августа 1832 года. Как и все здания
императорских театров обеих столиц, он был
сценической площадкой для разных императорских
трупп, подчиненных единой Дирекции
императорских театров
Восточная граница Александринской
площади — в сторону Аничкова дворца и Фонтанки —
отмечена оградой и павильонами сада Аничкова
дворца. Западная граница задана построенным
одновременно с театром новым корпусом Публичной
библиотеки. Он пристроен к старой угловой части
библиотеки у Невского проспекта, но в композиции
Росси стал основным зданием. Фасад библиотечного
корпуса, построенного архитектором Росси,
гармонизирован с фасадом библиотечного корпуса
архитектора Соколова настолько, что оба
воспринимаются как единое целое.
Декор фасада здания библиотеки
аллегорически осмысливает ее как храм науки.
Между ризалитами протянулась грандиозная
ионическая лоджия из 18 колонн, между которыми
размещены статуи мудрецов и поэтов древности:
Гомер, Еврипид, Гиппократ, Демосфен, Вергилий,
Тацит, Цицерон, Геродот, Евклид, Платон. Над
каждой статуей — многофигурный барельеф. Здание
венчает растянутый ступенчатый аттик с фигурами
Слав и Российским государственным орлом (заменен
в советское время эмблемой «книга с пером в
лавровом венке»), на аттике — статуя Минервы с
маленьким сфинксом на шлеме, аллегория мудрости.
Фасады здания библиотеки с белыми колоннами,
статуями и декоративными деталями сохранили
любимый Росси цвет gris-perle (жемчужно-серый).
Ось Александринской площади по другую
сторону Невского проспекта продолжается Малой
Садовой улицей, ведущей к Манежной площади, и
заканчивается построенным Росси декоративным
портиком. Портик является своеобразным
отражением Александринской площади, связывающим
ее с системой Манежной и Михайловской площадей.
Позади театра — одинаковые здания
Министерства внутренних дел и Дирекции
императорских театров с театральным училищем. Их
фасады, отделанные дорическими полуколоннами,
являются своего рода кулисами Александринской
площади. Дорический ордер десяти простых
полуколонн на каждом здании говорит о
подчиненности. Эти здания переходят в
Театральную улицу, состоящую из всего двух
необычайно протяженных зданий, чья высота равна
ширине улицы (22 метра), а длина ровно в десять раз
больше. Нижний этаж зданий Театральной улицы был
первоначально аркадным и соотносился по ширине с
лоджиями театра. Два верхних яруса зданий,
вопреки канонам ампира, оформлены сдвоенными
колоннами (по 50 на каждом здании).
На другом конце Театральной улицы
Росси оформил круглую Чернышеву площадь у
одноименного моста через Фонтанку, продолжив
традицию предмостных площадей, намеченную еще А.
Квасовым. Он построил на ней здания Министерства
внутренних дел и Министерства народного
просвещения с огромными окнами. Через ставшую
центром Чернышевой площади двухъярусную тройную
арку Министерства народного просвещения
проходит Чернышева улица. Над аркой внутри
здания располагалась министерская церковь св.
Николая Чудотворца, отмеченная на фасаде
сдвоенными дорическими колоннами и увенчанная
массивным крестом.
Фасад Министерства внутренних дел со
стороны Фонтанки парадно оформлен
трехчетвертными колоннами и симметричными
лоджиями. Такое же архитектурное решение и у
узкого фасада здания со стороны площади.
Двухъярусная тройная арка здания Министерства
народного просвещения открывает перспективу на
сдвоенные дорические колонны Большого Гостиного
двора, визуально словно бы увенчанные куполом
находящегося вдалеке за ними Казанского собора.
Участок напротив министерства между зданием
театрального училища и Фонтанкой остался в
частном владении, и грандиозный проект К.И. Росси
не был окончательно завершен.
М. Микешин. Памятник Екатерине II. 1862–1873
В центре Александринской площади
Росси устроил второй в истории Петербурга сквер.
В 1862–1873 гг. в нем был установлен пышный и
тяжеловесный монумент Екатерине II по проекту
художника М.О.Микешина. Он применил
колоколообразную форму монумента, создающую
общую слитность композиции и образ «православия,
самодержавия и народности». На постаменте из
серого полированного гранита русская
императрица с атрибутами императорской власти
стоит в окружении выдающихся деятелей своего
царствования. В нижней части постамента —
посвятительная надпись «Императрице
Екатерине II в царствование Императора
Александра II» и композиция из атрибутов, в
центре которой в лавровом венке — аллегория
закона (книга с надписью «Закон») как основная
историческая заслуга обоих государей.
К. Росси, скульптор С. Пименов.
Павильон Росси. 1817–1818
Проект Микешина осуществили
архитекторы Д.И.Гримм и В.А.Шрётер, скульпторы
М.А.Чижов (статуя императрицы) и А.М.Опекушин
(статуи государственных деятелей). Несмотря на
художественное расхождение с ампирным ансамблем
созданной Росси площади, памятник императрице
связан с ним содержательно — развивая тему
екатерининского «золотого века», воплощенную
Росси в системе ордеров и аллегориях,
обозначенных Аполлоном и Минервой. Но,
поставленный по центральным осям библиотеки и
театра, этот памятник нарушил визуальные связи
зданий как частей ансамбля.
На Чернышевой площади главный
садовник Петербурга А. Визе устроил небольшой
сквер, в 1892 г. в нем перед зданием Министерства
народного просвещения был установлен бронзовый
бюст М.В.Ломоносова (скульптор П.П. Забелло).
А. Беземан. Александринский театр. Середина
XIX в.
Создавая Александринскую площадь,
Росси оставил участки по сторонам театра
свободными. В 1870-е квартал вдоль бокового фасада
театра рядом со зданием Министерства внутренних
дел был застроен. В 1874 г. в углу площади был
построен четырехэтажный дом Императорского
Русского музыкального общества в скромных
формах безордерного неоренессанса. Рядом,
напротив бокового портика театра, возвели
импозантное четырехэтажное здание Первого
городского кредитного общества в ордерном
неоренессансе, с глубокой рустовкой фасада и
коринфскими пилястрами на уровне 3–4-го этажей.
Здание, несомненно, нарушило ордерную иерархию
организации площади, но общий облик фасада
воспринимается скорее как аккомпанемент зданиям
Росси, нежели как контраст.
Н. Басин. Доходный дом. 1870-е
Одновременно рядом с ними, в линии с
главным фасадом театра, архитектор Н.П. Басин
построил собственный доходный дом —
архитектурный манифест русского стиля
Александра II, ставший знаменитым. Это новая
стадия поисков национального стиля в
архитектуре — позже прозванного «петушиным
стилем». В контексте ампирного ансамбля Росси
дом производит на зрителя ошеломляющее
впечатление.
Расположенный на углу идущего от
площади Толмазова переулка (ныне пер. Крылова),
пятиэтажный дом Басина имеет два фасада и тем
самым, в отличие от других построек, обладает
объемностью, соперничая со зданием театра. Ее
подчеркивают эркеры, в том числе угловой,
венчаемые башенками. В основе архитектурного
решения здания лежат формы неоренессанса (что
соответствует реальному происхождению русской
архитектуры Московского царства от итальянского
ренессанса). Богатую пластику фасадов создает их
разнообразное оформление: разные по
конфигурации и размерам окна, наличники,
сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники.
Все фасады щедро орнаментированы лепными
узорами, воспроизводящими декоративные мотивы
русской деревянной резьбы и вышивки. Украшающие
фасады дома Басина рельефные петухи,
перенесенные с русских полотенец, стали знаковым
элементом стиля, давшим ему название.
Зодчие периода исторических стилей не
утратили культуру ансамбля, но переосмыслили
ансамбль как насыщение городской среды
историческими ассоциациями, свободное сочетание
разностильных построек, знаково подобное
сочетанию разновременных зданий. Дом Басина на
Александринской площади развил стилевое
столкновение, уже заданное памятником
Екатерине II в не столь демонстративном, но
тоже «русском» стиле. Знаменательно, что
тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич
Александр Александрович — будущий император
Александр III — именно в эти годы первым из
Романовых отпустил бороду, демонстрируя
стремление к национальным традициям.
Е. Воротилов. Публичная библиотека. 1901
На остававшемся незастроенным участке
между библиотекой и домом Басина архитектор
Е.С.Воротилов в 1896–1901 гг. возвел новый корпус
библиотеки. Фасад здания вдоль площади
продолжает фасад Росси и почти равен ему по
длине. Воротилов повторил вертикальные
поэтажные членения Росси и общую композиционную
схему протяженной центральной части с боковыми
ризалитами, выдержав формы, близкие общему
классическому облику комплекса. Следуя духу
времени, Воротилов не оштукатурил фасады, а
облицевал их серым песчаником, в тон окраске стен
корпуса Росси, но без цветового выделения колонн,
наличников и пр. Почти единственным украшением
фасада, не повторяющим формы старого здания,
являются металлические флагштоки в стилистике
протомодерна.
При больших размерах корпус
Воротилова, в ином месте имеющий все основания
быть градостроительным акцентом, подчеркнуто
скромно уступает корпусу Росси, словно бы уходя в
тень. Художественное решение здания Воротилова
более чем на десять лет опередило свое время,
предваряя стиль неоклассицизма в петербургской
архитектуре.
По другую сторону театра облицованное
темно-серым гранитом здание Управления
Виндаво-Рыбинской железной дороги, построенное в
начале XX века в формах модернизованной
неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы
декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды,
рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель
железной дороги.
В 1902 г. на противоположной от
Александринской площади стороне Невского
проспекта появилось здание торгового дома
братьев Елисеевых (архитектор
Г.В. Барановский) — яркий манифест стиля
модерн. На его фасадах на консолях фигуры,
являющиеся аллегориями Промышленности (мастер с
кораблем в руках), Торговли (обнаженный Меркурий),
Науки, Искусства. В целом скульптурное убранство
площади стало воплощением идеи идеального
царствования — «золотого века».