|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Лев ДЬЯКОВ
Республика
Оноре Домье
В 1848 году был объявлен конкурс на картину, посвященную республике. Друзья Домье советовали ему принять участие в конкурсе. Горячо убеждал Домье запечатлеть на полотне республику живописец Курбе, который сам собирался писать картину на эту тему, но затем отказался от этой мысли, считая, что лучше всего такую картину сможет исполнить Домье. Домье принялся за работу и послал свой эскиз на конкурс, в котором участвовали Милле, Диаз, Ари Шеффер и многие другие художники. Однако эскиз Домье не был одобрен, хотя он и прошел первый тур конкурса и был показан в числе лучших двадцати работ в Школе изящных искусств. Заказ поручили академическому живописцу Жерому. В настоящее время этот эскиз утерян. Сохранился другой вариант, написанный на его основе. Ж.Л. Жером. Республика. 1848
Домье представил республику в виде сильной женщины, кормящей и обучающей своих детей. Работая над взволновавшей его темой, художник воспользовался уже ранее найденным образом. На одной из литографий серии «Современные филантропы» (1844) можно увидеть аллегорическую женскую фигуру, питающую своих детей. Маленький беглый набросок литографии превратился в величественный образ Республики, который явно перекликается с аллегорической фигурой Свободы в картине Делакруа «Свобода на баррикадах». Могучая женщина восседает в спокойной позе. Из-под красного фригийского колпака падают на плечи густые черные волосы. К ее груди прильнули с двух сторон двое детей. Одной рукой Республика ласково обнимает одного из них, в другой руке она сжимает трехцветное знамя. У ног Республики изображен третий ребенок, погруженный в чтение. Обобщенная манера картины делает образ предельно монументальным, достойным большой фрески. Однако, несмотря на предельный лаконизм, картина полна внутреннего напряжения. Яркий свет, падающий сверху, усиливает мощные формы фигуры, рельефно выступающей на ярко-синем фоне. Вся картина выдержана в приглушенных тонах, наиболее ярко выделяется белое одеяние Республики, которая совсем не кажется аллегорией. Образ ее очень живой, динамичный, глубоко человечный. Фигура женщины предельно монументальна, многие формы ее поистине скульптурны. Язык художника лаконичен, крупные пятна освещенных мест и коричневых теней, звучный, насыщенный свинцово-голубоватый фон, на котором особенно четко выделяются живописные массы, способствуют созданию образа, полного внутренней динамики и напряжения. И наверняка этот эскиз имел в виду Добиньи, когда, побывав в Сикстинской капелле, воскликнул, глядя на фрески Микеланджело: «Это как наш Домье!» |