Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Дон Кихот

Оноре Домье
ДОН КИХОТ
1868. Новая пинакотека, Мюнхен

 

К образу Дон Кихота Домье часто возвращался, создавая все новые наброски и варианты. Современники отмечали, что Сервантес был любимым писателем Домье, а роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — его настольной книгой, которую он знал почти наизусть.

В характере Домье было много общего с героем Сервантеса: неистовая вера в победу добра, правды, благородства, человечности, крайняя неприспособленность к жизни.

Дон Кихот и Санчо Панса. Ок. 1866

Дон Кихот и Санчо Панса. Ок. 1866

 

Об этом свидетельствует следующий эпизод. Как-то Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не менее 5000 франков, Добиньи приехал с покупателем в мастерскую. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма, и он захотел посмотреть другие работы. Домье показал еще одну, однако, не получив инструкций от Добиньи, нерешительно попросил 600 франков. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего так дешево свои работы.

Дон Кихот кувыркается. Ок. 1868

Дон Кихот кувыркается. Ок. 1868

 

Поздний вариант картины на тему Дон Кихота стал живописным итогом раздумий Домье о жизни и искусстве. Отсюда совсем не иллюстративный характер этого произведения. Это особый, красочный мир, где герой Сервантеса становится неким символом, одержимым одной навязчивой идеей. В темпераментных, взвихренных мазках угадываются неистовое беспокойство, вечная устремленность героя вослед своей мечте. И вот это страстное стремление Домье «перевел» на язык цвета.

Дон Кихот и мертвый мул. 1867

Дон Кихот и мертвый мул. 1867

 

Несколькими уверенными мазками кисти вылеплены фигуры всадника и коня, составляющие единую слитную массу. Большие цветовые пятна (синее символизирует знойное южное небо, желтое — выжженную, пустынную местность) усиливают ощущение отчужденности и трагического одиночества Дон Кихота.

С благородным мечтателем — Дон Кихотом — Домье отождествляет себя и верит в действенность своего искусства.