|
АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Лев ДЬЯКОВ
Дон КихотОноре Домье
К образу Дон Кихота Домье часто возвращался, создавая все новые наброски и варианты. Современники отмечали, что Сервантес был любимым писателем Домье, а роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — его настольной книгой, которую он знал почти наизусть. В характере Домье было много общего с героем Сервантеса: неистовая вера в победу добра, правды, благородства, человечности, крайняя неприспособленность к жизни. Дон Кихот и Санчо Панса. Ок. 1866
Об этом свидетельствует следующий эпизод. Как-то Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не менее 5000 франков, Добиньи приехал с покупателем в мастерскую. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма, и он захотел посмотреть другие работы. Домье показал еще одну, однако, не получив инструкций от Добиньи, нерешительно попросил 600 франков. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего так дешево свои работы. Дон Кихот кувыркается. Ок. 1868
Поздний вариант картины на тему Дон Кихота стал живописным итогом раздумий Домье о жизни и искусстве. Отсюда совсем не иллюстративный характер этого произведения. Это особый, красочный мир, где герой Сервантеса становится неким символом, одержимым одной навязчивой идеей. В темпераментных, взвихренных мазках угадываются неистовое беспокойство, вечная устремленность героя вослед своей мечте. И вот это страстное стремление Домье «перевел» на язык цвета. Дон Кихот и мертвый мул. 1867
Несколькими уверенными мазками кисти вылеплены фигуры всадника и коня, составляющие единую слитную массу. Большие цветовые пятна (синее символизирует знойное южное небо, желтое — выжженную, пустынную местность) усиливают ощущение отчужденности и трагического одиночества Дон Кихота. С благородным мечтателем — Дон Кихотом — Домье отождествляет себя и верит в действенность своего искусства. |