НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Любовь САВЕНКОВА,
доктор педагогических наук
Наталья БОГДАНОВА,
заслуженный учитель РФ
О
кошке, которая охотится
за звездами
В последние годы в наш обиход прочно
вошло выражение «художественное событие». Это
словосочетание не следует рассматривать как
синоним слов «праздник», «спектакль»
«представление». Это особый жанр завершения
процесса длительного освоения какой-либо темы,
цикла уроков, объединенных сквозной темой,
проектной деятельности, нескольких связанных
между собой блоков занятий, серии
интегрированных уроков по разным предметам по
одной изучаемой теме и др. К художественному
событию активно готовятся все: учащиеся,
педагоги, родители. Сообща создается сценарий,
разрабатываются эскизы оформления помещения,
цветовое решение, создаются элементы его
украшения. При необходимости изготавливаются
костюмы и многое другое.
Главное условие — все должно делаться
самостоятельно. Если планируются какие-то
отдельные выступления, то они готовятся каждым
выступающим отдельно или в содружестве с
педагогом (втайне от остальных). Если проект
события создается коллективно, то коллективно
обсуждаются и его детали. Для лучшей организации
выбирается специальная режиссерская группа,
которая разрабатывает сценарий действия,
развернутый план подготовки того или иного
мероприятия и тщательно следит за его
выполнением.
В чем разница?
Следует отличать обычные выступления
детей (которые организуются в виде концерта,
показа творчества всех коллективов и чаще всего
под непосредственным руководством ведущего
педагога, ответственного за мероприятие) от
художественного события. Художественное событие
предполагает следующее:
• Это не заученное и отрепетированное
с учителем выступление одного или нескольких
учеников, а коллективное со-творчество. Каждое
представление «себя» (индивидуальное или
коллективное) разрабатывается непосредственно
участниками по индивидуальному режиссерскому
сценарию, но по намеченному общему плану.
• Все показы, игры, выступления должны
быть подчинены теме длительного коллективного
исследования. Это значит, что все участники
события хорошо осведомлены о происходящем и
могут активно включаться в организованную
«игру». Все участники художественного события
всегда готовы к тому, что от них в какой-то момент
потребуется включение в действие другого
участника. Они, не растерявшись, должны начинать
импровизировать на любую тему, продолжить или
изменить ход представления.
• Художественное событие должно
быть желанным и обязательно радостным.
• Ничто не сковывает действий
детей, каждый чувствует свою причастность к
происходящему, а не является сторонним
наблюдателем.
• Художественное событие
обязательно должно проходить при активном
участии тех педагогов, которые были включены в
процесс его подготовки.
Наиболее интересные моменты
художественного события, запоминающиеся и
оригинальные фрагменты выступлений отдельных
учеников и авторских коллективов могут быть
продемонстрированы на общешкольном мероприятии
перед аудиторией. Но эти выступления также
желательно согласовать со всеми участниками
события, чтобы не обижать тех, кто, может быть,
также желал бы продемонстрировать свое
выступление перед всей школой.
Следует напомнить, что термин
«художественное событие» (автор Т.И. Сухова,
сотрудник Института художественного
образования РАО) впервые был опробован в
Детгородковской средней школе села Теряева
Волоколамского района и в школе-лаборатории
№ 875 г. Москвы. Организацию и проведение
художественного события мы рассматриваем как
новую оригинальную интегрированную
педагогическую технологию.
Толчком для создания различных форм
интеграции занятий служат именно
«художественные события» (праздники), которые
устраиваются 3–4 раза в году. Подготовка к ним
требует активной работы всех учащихся. Процесс
подготовки к «событию» обычно длительный,
проходит под руководством педагога или даже
коллектива творческих учителей — как
своеобразное сотворчество учителя и детей.
В копилку художественных впечатлений
Подтверждением сказанному могут
служить художественные события, проводимые в
Детской художественной школе уральского города
Лесного. Занятия по истории религии,
литературному творчеству, живописи
(преподаватели Н.А. Иоффе, Г.А. Ветрова, Т.
Ким) выстроены с особой тщательностью и
предполагают вовлечение школьников в процесс
творчества.
Сами названия уроков провоцируют
максимально вдумчивую работу: «Зазеркалье»,
«Благовещение», «Лунные уроки», «Солнцестояние».
Результатом бывают необычные рассуждения,
созданные детьми рассказы, сказки, графические и
цветовые работы, сочиненная музыка,
разнообразные перевоплощения.
Например, на уроке в ответ на вопрос
«На что похожа луна?», можно услышать: луна — это
глаза птицы; наливное яблочко; звон копыт
золотого коня; бледное лицо; зеркальный мячик;
небесная лодка; небесный колобок; маятник
небесных часов; пластинка с тихой музыкой;
ледяной ластик; глаз кошки, которая охотится за
звездами; золотой щит.
Рассуждения о ночи и звездах:
«Звездный павлин распускает хвост, и начинается
ночь. Звездный паук плетет паутину тьмы. Звездный
лев, который следит, чтобы на небе царил покой». И
еще: «Ночь — это крышка шкатулки, черный зонтик,
черная пластинка, черное перо, курица, клюющая
звезды, черная скала, черный гром, осколок
темного зеркала» (материал из сборника «Привет,
Луна», созданного по материалам уроков
Т.В. Ветровой и Н.А. Иоффе). Для каждого из
этих определений, названий, понятий, рассуждений,
стихов дети выполняют свои графические и
цветовые композиции, которые хранятся у каждого
в своей «копилке».
Дети раскованны, не боятся высказать
свое мнение, им интересно, они активны, охотно
идут на контакт с учителем.
Другой пример — наша многолетняя
работа в средней Детгородковской школе села
Теряева Волоколамского района Московской
области (директор В.А. Васильков)
преподавателями начальных классов. В школе не
было специалиста по изобразительному искусству,
поэтому уроки изо и труда вел учитель начальной
школы. Объединив эти уроки, мы получили три часа,
которые назвали «Уроки творчества», что
позволило внедрить в практику школы
адаптированный вариант исследовательской
программы «Изобразительное искусство и среда».
В художественных событиях участвовала
вся начальная школа. Тематика была самая
разнообразная, так как каждый учитель начальных
классов вел свою экспериментальную тему по
какому-либо виду искусства, ему наиболее
близкому. Очень интересно прошли мероприятия,
посвященные народным художественным промыслам:
«Мир природы и цвет в искусстве и вокруг нас»,
«Китай: люди, искусство, природа», а также уроки
добра по сказкам Ш. Перро, Х.К. Андерсена и др.
Такая работа требует длительной
разносторонней подготовки. К работе с учащимися
младших классов желательно привлекать
старшеклассников. Преподаватели, готовившие
такие мероприятия, должны действовать в
постоянном контакте между собой, сотрудничать,
посещать и обсуждать уроки друг друга.
Желательно организовывать в школе выставки
детского творчества, у каждого класса в
рекреации необходимо выделить место для стенда,
где будет представлена интересная информация о
жизни класса.
Увлечение такой работой не проходит
бесследно и для учителей. Так, в Детгородковской
школе два преподавателя начальных классов —
З.Г. Быкова и Т.И. Неретина, — проработав
шесть лет в данном направлении, не захотели
отдавать своих четвероклашек преподавателю
изобразительного искусства, работавшему в 5-х и
6-х классах (не специалисту — учителю истории), а
продолжали сами вести предмет изобразительного
искусства до 7-го класса. Следует отметить также,
что работы учеников этих классов всякий раз
поражали своим разнообразием и неплохим
исполнением.
По нашим наблюдениям и по мнению
учителей школы, в результате проводимой работы
учащиеся стали более раскованными, с большим
желанием общались с педагогами и между собой, с
удовольствием участвовали в обсуждениях, смело
пробовали свои силы в разных видах творческой
работы. В школе появился здоровый дух
творческого соревнования в области подготовки и
проведения какого-либо мероприятия.
Особенно успешно такие мероприятия
проходят в том случае, когда в них принимают
участие несколько классов. Это служит поводом к
общешкольному сотрудничеству учителей и
учащихся.
Погружение в мир сказки
Ряд занятий в Детгородковской школе
был посвящен национальным традициям русского
народа, фольклору. Этот вид народного творчества
наиболее полно отражен в сказках, сказаниях,
былинах. В результате знакомства с этим видом
творчества проводилась работа по следующим
направлениям: создание своеобразных
двигательных импровизаций на тему сказок;
«оживление» героев сказки с активным включением
музыки, пения; создание окружающей
предметно-пространственной среды.
Начинать такую работу можно с
оживления народных детских сказок, таких как
«Теремок», «Колобок», «Кот, дрозд, петух и лиса» и
др. Дети знакомятся с героями сказки, вместе с
руководителем переживают ее сюжет и затем
пытаются оживить сказку действием. Желательно,
чтобы дети самостоятельно подготовили несложные
костюмы, декорации. Следует уделять особое
внимание движению «актеров», их выразительному
пересказу монолога и диалога, перевоплощению,
вхождению в образ выбранного героя.
По мере взросления детей тема сказки
усложняется, усиливается ее образное звучание,
подключается художественное оформление комнаты,
зала, делаются попытки создать кукольный
спектакль с показом в младших группах детского
сада или перед родителями на празднике. Очень
важно при этом эмоциональное погружение в мир
красок сказки, ее звуков, в игру слова,
праздничность, лукавство народного искусства.
Например, вводное занятие по теме
«Фольклор и народная культура» было
представлено следующим образом. Во-первых (по
секрету от детей), мы оформили комнату, где
проходило занятие, чтобы учащиеся при входе в нее
были бы зачарованы увиденным. В комнате было
много предметов народного
декоративно-прикладного искусства — расписные
деревянные ложки, скатерти, цветные платки,
вышитые полотенца, деревянные пасхальные яйца,
лапти, самовар, чашки, народная одежда, на столах
разложены красивые книги с изображением
народных ремесел, книжки-загадки. Тихо звучала
народная музыка — «Я посеяла ленту», «Сею-вею»,
другие песни. Участники праздника входили в
комнату в специально подготовленных для этого
события костюмах, масках, различных атрибутах
народного костюма (кокошники, фартуки, сапоги,
пояса и др.). Воспитатели, учителя были в народных
сарафанах.
Дети размещаются в комнате кому где
удобно. Занятие начинается с живого разговора о
вещах, которые неожиданно появились в комнате, с
рассказа о них, о людях, которые их делали. С
помощью ведущего дети вспоминают сказку
«Царевна-лягушка». Сказитель начинает словами
«Царь и гости диву дались!», вспоминает о
Василисе Премудрой. Спрашивает детей, а не хотели
бы и они встретиться с Василисой Премудрой? Для
этого им предлагаются три испытания (отгадать
загадки, сыграть дружно в игру и последнее —
ласково позвать Василису в гости).
Встречают ее хлебом-солью, как принято
встречать дорогих гостей. Приходит Василиса в
красивом сарафане, дорогом головном уборе и с
припевами, прибаутками рассказывает детям
интересные истории о полезных и красивых вещах,
разложенных в комнате, вовлекает их в игру, танцы
и приглашает к сладкому чаю с пряниками и
пирогами, которые приготовили к празднику
родители.
Затем в течение учебного года Василиса
Премудрая посылала детям своеобразные
«посылки», в которых были то интересные загадки,
то сказки, то орехи, то краски, то красивые вещи —
все это рассматривалось внимательно, в живом
общении детей на темы народного искусства,
традиций, народных праздников и обычаев. Так
постепенно мы развивали их способность
удивляться и радоваться новому, внимательно
вглядываться в окружающие предметы, чувствовать
единство окружающего мира. Что особенно важно,
это осуществлялось на материале занятий,
связанных с символикой народного искусства,
разных его видов, в орнаменте которых
присутствуют солярные знаки (изображение круга,
колес, коней, оленей, птиц, бабы). Использовались
хорошие слайды, репродукции с изображением
произведений народного искусства.
Обычно в начале урока дети вместе с
руководителем вспоминают, что они видели на
первом уроке, когда в гостях у них была Василиса
Премудрая, вспоминают ее «подарки». Ведущий,
«сказитель» (можно из учащихся) знакомит детей с
рисунками народных мастеров, обращает их
внимание на изображения коней, птиц, оленей,
павлинов. В давние времена люди поклонялись
солнцу, знали, что без него не может быть жизни,
урожая. А солнце, по их мнению, ездит по небу на
конях или олене. Весной прилетают птицы —
вестники солнца, они несут людям радостную весть:
скоро солнце пригреет землю, растает снег и все
вокруг зазеленеет. Вспоминались образы русских
народных сказок: Конь-огонь, Олень — золотые
рога, Жар-птица и другие. Часто мастера
изображали и само солнце, но при помощи
зашифрованного знака-круга или колеса. Они
верили, что изображение солнца или посвященных
солнцу животных принесет владельцу вещи счастье
и удачу. Во время живого разговора дети отвечали
на вопросы: как вы думаете, правы ли были народные
мастера, когда думали, что без солнца невозможна
жизнь? Что может случиться, если солнце
перестанет светить? На дом задавались следующие
задания: нарисовать свое солнце, ласковое,
теплое.
Среди других тем фольклорных занятий
были такие: «Освоение народного словаря в
играх-скороговорках», «Народная архитектура —
мир крестьянской избы», «Приметы времен года» (в
течение года), «Долгие вечера в деревенской избе»
(сказки, гадания, колыбельные), «Хоровод месяцев»
(игры — одушевление славянского календаря),
«Сочинение и постановка весенней сказки с
использованием народно-фантастических образов»,
«Песня в крестьянской избе». «Силы природы» —
эта тематика предполагала целую серию занятий,
включающих в себя разговор о том, что такое силы
природы, какие они (солнце, луна, ветер, звезды,
гром, облака, радуга, дождь и так далее).
Выполнялись различные работы коллективного
характера: украшение комнаты изображениями «сил
природы» (все это развешивалось на стенах,
подвешивалось к потолку). Комната превращалась в
космическое пространство, с потолка свешивались
планеты — шары, расписанные детьми.
Фантазии и образы
Урок-размышление в 875
школе-лаборатории
Школьный урок, как и школьный
спектакль, — своеобразный вид искусства. Если
взять что-то готовое и чужое, это почти всегда
обречено на неудачу. Часто даже очень хорошие
разработки получаются чуждыми другой школе с
другими ребятами. А такое действо, как
художественное событие, хотя и живет один день,
но готовится долго. И если оно прошло через душу
ребенка, создано и выстрадано им, если удалась
атмосфера единства и добрых отношений между
детьми и учителями, тогда это остается на всю
жизнь.
Урок, который дети придумали с
учителем театра И.С. Козловой, мы уверены,
наверняка запомнится им надолго.
Идея задуманного нами урока-спектакля
заключалась в том, чтобы оживить многочисленные
рисунки-проекты, которые создавались на уроках
изобразительного искусства в течение всего
учебного года с детьми 1–10-х классов.
Многообразие рисунков — это прекрасно, но
недостаточно для автора-ребенка. Что он видит и
чувствует, когда рисует? Что представляет? Какие
образы и сюжеты рождаются в его голове?
Детям было предложено не только
нарисовать то, что они придумали, но и оживить,
выразить самим свой образ, используя все
художественные средства: музыку, движение,
создать сюжет своего показа.
Наш сценарий не содержал ни одного слова.
Мы, взрослые, выполняли функцию дирижеров этого
большого разновозрастного оркестра.
Перед нами огромное количество
рисунков. Девочки сделали более лиричные, в
основном «красивые» проекты, росписи,
причудливые формы которых содержали массу
деталей. Решения мальчиков были более
«конструктивными».
Вместе с ребятами выбираем интересные
работы. Мы не выделяем «художественные» или
«актерские» способности учащихся — каждый может
быть и художником, и исполнителем своего проекта.
Это очень важно, потому что каждому ребенку нужно
дать шанс почувствовать себя сильным. Сначала
когда признают его идею, а потом — когда он может
выйти с ней на сцену. Выйти на сцену — это
отважный шаг, который часто помогает робким,
закомплексованным детям ощутить свою силу,
побороть робость, стать более раскованными.
Когда все эскизы выбраны, мы просим
детей объяснить нам, а что же такое «фантазия»?
Нарисуйте ее, расскажите о ней словами. Некоторые
рисунки легли в основу эскизов росписи
сценической ширмы, которая являлась фоном общего
действия. И вот что написали наши дети.
Фантазия... Ты нужна человеку,
когда ему плохо, поможешь ему, выручишь из беды...
Ты нужна человеку, когда ему хорошо, сделаешь так,
что он сможет передать, как ему хорошо. Без тебя,
фантазия, мир был бы темным, солнце не смотрело бы
в окна. В тебе нет угловатых линий, в тебе нет
черного цвета. В тебе печаль превращается в
радость.
Стойнова Наташа, 5 «А»
Фантазия — это палитра с красками,
из которой человек берет все те образы и сны,
которые он сам придумал. Фантазия помогает
человеку мыслить, в ней есть и темные, и светлые
краски. Человек черпает из нее все то, что ему
нужно. Фантазия — мир мыслей.
Крупенников Саша, 9 «Б»
Мне кажется, что фантазия — это не
что-то выдуманное, а тот живой мир, на который мы
часто закрываем глаза. Это фантазия природы.
Дораговцева Даша, 5 «Б»
Фантазия — это краски жизни для всех
нас. Природа дает краски человеку, небо — воздух.
Когда мы спим, мы видим сны. Сны — это тоже
фантазия.
Васильева Лиза, 5 «Б»
Когда сделаны декорации, расписаны ткани и
сшиты костюмы, созданы куклы, можно приступать ко
второй части работы — оживлению образов. И во
время всего этого долгого процесса, когда дети
разного возраста и характера привыкают друг к
друг и к нам, взрослым (работа идет после уроков),
наступает замечательный момент общения — дети
раскрываются, перестают стесняться, испытывают
необходимость быть вместе. Это тонкая ювелирная
работа, когда учитель должен набраться терпения
и постараться учесть все пожелания авторов —
создателей образов, быть не диктатором, а мудрым
помощником, корректировать тонко и умело, чтобы
дети по-настоящему чувствовали себя авторами
своего проекта. Это было для нас самым трудным и
самым интересным на протяжении всей работы.
Очень важно, кто будет зрителем. Мы
пригласили на этот урок самых старших и младших
ребят и, конечно, взрослых — наших
коллег-учителей и родителей. Зал должен
создавать атмосферу соучастия для наших
«актеров». Кроме того, для нас важно предложить
залу не только быть зрителями, но и поработать
вместе с нами, проанализировать наше совместное
творчество, ответить на вопросы.
Итак, действие начинается...
Шум дождя. Радуга
Звуки весеннего дождя и грома.
Пробуждается природа. Танцует Радуга. И на этом
фоне сначала появляются причудливые птицы с
зонтиками (самые маленькие — 2–3-й классы), а
потом руки над ширмой разбегаются, соединяются,
изображая лебедя, краба, невиданных зверей. Дети
показывают пластические этюды — лягушек, птичий
двор. Они воспринимают окружающую природу не
только наблюдая, но пропуская образ через себя,
это очень важно, им становится понятнее
состояние других, возникает сопереживание.
Не случайно в этом блоке — самые
маленькие участники. Как природа пробуждается
после дождя, так и у детей в какой-то момент
пробуждаются их талант, их творчество.
Шляпы
В них выплывают ученики 1-го класса.
Шляпы придуманы ими и точно совпадают с их
характером. Сначала рисунки, потом воплощение в
объеме. Малыши несут на своих головах как бы
кусочек своего мира бережно, чтобы не
расплескать. Очень трудно было не умилиться,
потому что на лицах у этих шаловливых обычно
детей были такой восторг и гордость оттого, что
они несли свое дорогое, личное, самими созданное.
Шляпы назывались: «День–ночь», «Узоры»,
«Корабли», «Бабочки», «Сказочный город», «Цветы».
Игрушки-щиты
Эти игрушки-щиты сделаны из коробок
пятиклассниками. Надевая их на руку, можно
поиграть в какую-нибудь сказку, а жесты, движения
автора дополняют характер игрушки. В нее можно
играть, можно сделать спектакль.
Крылья
Это были прекрасные проекты, и
отобрать лучшие было очень трудно. Мы взяли
только некоторые. Маша С. (7-й класс) создала
эскизы, шестиклассницы Наташа, Лена и Галя
воплотили их в жизнь. Старые простыни были
расписаны и превратились в крылья диковинных
птиц.
Крылья — это полет души. Возможность
на некоторое время улететь от проблем,
раскрыться в своем полете, показать людям, какая
ты на самом деле. Одна из птиц выдвинула именно
такую версию своего танца. Крылья — это движение
навстречу мечте, очень красивой. В этом танце мы
не ставили конкретных танцевальных движений,
самовыражение было очень убедительным,
одухотворенным, под чудесную музыку К. Сен-Санса.
Куклы
Это особый проект. Очень долгий.
Пятиклассницы Наташа, Вика и Таня сами придумали
и сделали кукол. Их танец напоминал сказку о
музыкальной табакерке. Дети, которые не
подготовлены к сцене, которым трудно изобразить
заданную роль, получили возможность
«спрятаться» за куклу, оживить ее без насилия,
играя. Они была поглощены игрой, считали, что
зрители смотрят на куклу, а не на них, поэтому
были спокойны и естественны, их мимика, жесты,
движения были как бы продолжением самой куклы. А
Большая Кукла — Соня (7-й класс) бережно им
помогала в общем танце, а самое главное — они
вместе победили свою робость.
Костюмы-образы
Они нас поразили. Казалось бы, почему
семиклассница Маша X., большая, рослая девочка,
захотела быть «Мухомором» (образ сугубо
детсадовский)? Но вот мы увидели, как она работает
над ним. Огромная шляпа, смешные панталоны, юбка,
подчеркнуто неуклюжие движения. Было
удивительно и трогательно видеть, как она искала
себе «маленького мухоморчика» в первом классе,
как придумывала сюжет, как заботилась об
остальных «актерах» и переживала за них.
Гаянэ
Название в честь автора, Гаянэ С. (7-й
класс). Изысканный костюм был создан с помощью
геометрических фигур. Мы были смущены: как его
сможет показать автор, который больше всего
любит ходить по школе широким шагом в джинсах и
грубых ботинках. Гаянэ долго смущалась. Ей
помогли выразительные руки. Сначала она только
танцевала руками, но потом, поборов робость,
найдя музыку, которая ее вдохновляла, девочка
исполнила свой собственный импровизированный
танец. А мы еще раз убедились, сколько
женственности спрятано внутри наших девочек, как
они красивы и как все это отличается от не
любимых нами «дискотек». Наградой были реплики
из зала: «Таинственная Гаянэ».
Фантазия на тему Чюрлёниса
Автор этой работы Таня Б. (10-й класс),
к великому сожалению, так и не решилась выйти в
нем на сцену, вместо нее вышла другая девочка,
Лена А. из 6-го класса, но подготовка и
размышления, участие в создании урока, может
быть, помогли робкой одаренной девочке хотя бы
немного справиться с собой. Но ведь это только
начало пути?
Цветы
Расписать юбки под диковинные
цветочные поляны — с этим авторы из 6-го класса
справились, а вот найти себе в своем классе
партнеров для вальса — это оказалось
невыполнимым. Молодые люди были непреклонны. И
тогда мы обратились к нашим выпускникам, которые
на радость всем бережно вальсировали со
счастливыми шестиклассницами на сцене. Это было
очень красиво. А мальчики из 6-го теперь серьезно
подумывают о занятиях танцами в следующем году.
Огонь
Это особый проект. Его автор Рита К.
(7-й класс) проявила такое желание и такой талант
перевоплощения, что мы, взрослые, только
поражались, какие внутренние силы таятся в этой
девочке, такой тихой и незаметной на вид. Ее
привлекла не просто форма, а образ стихии, и на
сцене действительно метался, то угасая, то
вспыхивая, настоящий огонь. Это было талантливо!
Образы карнавала
Мы предложили детям подумать о том, что
это явление — карнавал — едино для всех людей на
свете. В разных уголках земли люди одинаково
радуются этому прекрасному событию. Среди разных
предложений мы остановились на наиболее
характерных.
Маски
Авторы Роза, Вика и Марина (6-й класс)
придумали танец неизвестного веселого племени,
звенящие колокольчиками и металлическими
крылышками костюмы и маски-веера, за которыми они
прятали свои лица.
Скоморохи
Настя Р. (6-й класс) использовала
мотивы русского ярмарочного праздника, создавая
образ смешной напольной куклы. И вместе с
Женей Д. исполнила танец-пантомиму.
Лошадиная история
Саша В. и Антон З. (6-й класс) долго
конструировали своих коней, придумывали
всяческие трюки. Были взяты на вооружение
известные мальчишеские игры (в ковбоев, стрельба,
погоня) и обработаны таким образом, что получился
шутливый танец.
Змей
Это знаменитый китайский змей.
Нарисовали его восьмиклассники на уроке
черчения (развертки пирамид), расписали
пятиклассники, сконструировали мальчики из
одиннадцатого класса, а играли на сцене с ним
клоуны, которые весь этот карнавальный блок вели.
И, наконец, выход, общий поклон.
Комментировать эту часть бессмысленно, надо
просто видеть лица ребят и реакцию зала.
* * *
После каждого урока, даже такого
необычного, следует подвести итоги. Можно,
конечно, сказать, как важно, что дети всех
возрастов вместе с учителями готовили его, что
каждый блок можно развить в самостоятельный
спектакль, расширяя и дополняя идею, что мы не
выбирали таланты, участвовали все, кто хотел, что
ребята всё делали сами — от эскизов до костюмов.
Но лучше в заключение мы познакомим вас с
высказыванием одного из авторов урока:
«Особенно интересно было готовиться
к уроку. Я вошла в класс и увидела, что дети сами
шьют себе костюмы. Самый роскошный был Мухомор.
Ну о шляпах и говорить нечего. Они были такими
большими, такими красивыми... Этот спектакль —
самый удивительный в моей жизни!»
Зизова Циала, 5 «А»